Борышнева Нелли Николаевна
- Доцент, Приглашенный преподаватель:НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде / Факультет гуманитарных наук / Департамент литературы и межкультурной коммуникации
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 22 года.
Образование, учёные степени
- 2004Кандидат филологических наук
- 2000
Специалитет: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, специальность «филология», квалификация «филолог. преподаватель»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Программа повышения квалификации "Особенности стихосложения новейшей русской поэзии (1960-2010)" 26.11.23 - 28.11.23 (объем 18 часов);
Программа профессиональной переподготовки "Практический маркетинг" 09.11.20 - 26.05.23 (объем 380 часов, 10 з.е.)
Программа повышения квалификации "Английский язык в современном мире: тенденции развития и методы изучения" 10.10.22 - 21.10.22 (объем 24 часа);
Программа повышения квалификации "Эффективный руководитель" 21.03.22 - 08.08.22 (объем 110 часов);
Программа повышения квалификации "Основные возможности MS Excel" ноябрь 2017г. (32 часа);
Курс лекций "Современная британская литература" 23.05.16 - 25.05.16 г (объем 20 часов);
Программа повышения квалификации "Использование информационных технологий в Microsoft Office" 19.04.16 - 29.04.16 (объем 30 часов);
Программа повышения квалификации "Подготовка к сдаче кембриджского экзамена ТКТ (Teaching Knowledge Test)" 17.12.15 - 25.12.15 (объем 48 часов);
Программа повышения квалификации "Проблемы когнитивной лингвистики" 07.12.15 - 11.12.15 (объем 50 часов);
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ-Нижний Новгород (май 2024)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (октябрь 2021)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2020)
- Благодарственное письмо Правительства Нижегородской области (август 2016)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Введение в специальность (межкультурная коммуникация и методика обучения иностранным языкам, перевод и цифровые технологии, межк (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Business Communications and Negotiations (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Business Communications and Negotiations (Маго-лего; 1-3 модуль)Анг
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История литературы США (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Медиатекст в цифровых коммуникациях (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература» (Дисциплина общефакультетского пула; 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Эффективные профессиональные коммуникации (английский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Business Communications (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); направление "38.04.02. Менеджмент", направление "38.04.02. Менеджмент", направление "38.04.02. Менеджмент", направление "38.04.02. Менеджмент"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Коммуникации в образовательной организации (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература» (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература» (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература» (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Communications in a Globalized World (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Коммуникации в образовательной организации (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Intercultural Business Communication (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Цифровые медиа для будущего" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История литературы США (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Коммуникации в образовательной организации (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Intercultural Business Communication (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Cross-Cultural Communication (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1, 2 модуль)Анг
- Межкультурная коммуникация (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Communications in a Globalized World (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Коммуникации в образовательной организации (Магистратура; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Intercultural Business Communication (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Межкультурная коммуникация (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Эффективная профессиональная коммуникация (английский язык) (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1, 2 модуль)Рус
Публикации9
- Глава книги Борышнева Н. Н. Выдающееся исследование романов Хемингуэя // В кн.: Хемингуэй-романист. М. : ИФ "Унисерв", 2018. С. 3-6.
- Глава книги Boryshneva N., Ротанова М. Б., Фёдорова М. В. Religious values of Russian youth, in: 4 International multidisciplinary scientific conference of social sciences and arts Vol. 2. Book 2. Sofia : Albena Co., 2017. doi P. 585-592. doi
- Книга Борышнева Н. Н. "Жизнь и время Чосера" Дж. Гарднера: от документальности к художественности. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Борышнева Н. Н. Жанровая специфика поздних романов Дж. Гарднера. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2016.
- Глава книги Борышнева Н. Н. Средневековый компонент в структуре романов Джона Гарднера // В кн.: История литературы: типология и художественное взаимодействие / Отв. ред.: Г. В. Стадников. Вып. 20: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. СПб. : [б.и.], 2016. С. 75-80.
- Книга Цветкова М. В., Борышнева Н. Н. Национальные культурные миры. Набережные челны : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009.
- Глава книги Фияксель Э. А., Борышнева Н. Н. Навыки эффективной презентации как часть коммуникативной компетентности // В кн.: Коммуникативные практики в современном обществе. СПб. : Скифия-принт, 2008. С. 143 -150.
- Книга Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук. Материалы VI научно-практической конференции студентов и преподавателей НФ ГУ-ВШЭ / Рук.: Н. Н. Борышнева; сост.: А. С. Царьков, Е. А. Асланян; науч. ред.: А. С. Царьков. Кн. 6. Н. Новгород : Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, 2008.
- Глава книги Сидоров Д. В., Борышнева Н. Н., Кириллова К., Шарапова Э. Создание эффективной системы взаимодействия участников процесса коммерциализации инновационных проектов // В кн.: Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции: материалы 5-й научно-практической конференции студентов и преподавателей НФ ГУ-ВШЭ, г. Нижний Новгород / Отв. ред.: А. С. Царьков, Е. А. Асланян. 250. Н. Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2007. С. 134-138.
Информация*
- Общий стаж: 22 года
- Научно-педагогический стаж: 22 года
- Преподавательский стаж: 22 года
Полномочия / обязанности
Полномочия/должностные обязанности
- организация и непосредственное руководство деятельностью факультета;
- представление факультета в структурных подразделениях НИУ ВШЭ-Нижний Новгород и вне НИУ ВШЭ-Нижний Новгород;
- координация деятельности факультета с различными структурными подразделениями НИУ ВШЭ-Нижний Новгород;
- организация образовательного процесса в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и программами, осуществление контроля за их исполнением;
- разработка структуры и штатного расписания факультета;
- руководство подготовкой проектов приказов по вопросам деятельности факультета, в том числе о зачислении, отчислении, выпуске, переводе студентов/слушателей с курса на курс, с одной программы (формы) обучения на другую;
- планирование, организация и контроль за работой персонала факультета;
- решение вопросов подбора, развития и обучения персонала факультета;
- создание и развитие материально-технической базы факультета;
- иные обязанности, установленные законодательством Российской федерации и/или локальными нормативными актами (приказами (распоряжениями)) НИУ ВШЭ-Нижний Новгород.
«Университеты, музеи, креативные индустрии в диалоге с искусственным интеллектом»: в нижегородском кампусе Вышки прошла встреча экспертов проекта «Пространство соучастия»
Как грамотно взаимодействовать с виртуальными помощниками и генеративным искусственным интеллектом, как на использование нейросетей реагирует система высшего образования и как найти решения для задач креативных индустрий и высшей школы? Преподаватели, учёные, студенты и сотрудники музеев поговорили об этом на встрече экспертов проекта «Пространство соучастия» в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.
«Языки в Вышке в действии»: как прошел День иностранных языков в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ
Более сотни школьников и студентов, увлеченных изучением иностранных языков, собрались в нижегородском кампусе Вышки на ежегодном фестивале «Вышка ИЯ». Тема этого года «Языки в Вышке в действии!» нашла отражение в лекциях и мастер-классах по межкультурной коммуникации, цифровым инструментам лингвистов и использованию искусственного интеллекта в работе переводчика.
Путешествие в мир литературы
Месяц назад, 6 февраля, у входа в наш кампус на улице Костина толпились старшеклассники со всей Нижегородской области. Они были взволнованы, ведь ребятам предстояло провести 4 дня вместе со студентами и преподавателями программы «Филология», чтобы погрузиться в литературные пучины уже сейчас, а вынырнуть перед самым региональным этапом ВсОШ. Теперь, когда не только школьники смогли прийти в себя после олимпиады, но и организаторы, лекторы, волонтеры — все вышкинцы успели осмыслить произошедшее, мы готовы рассказать о своих впечатлениях.
Испанский, корейский и сингапурский английский: в Вышке прошла Школа по межкультурной коммуникации
В нижегородской Вышке состоялась Школа по межкультурной коммуникации для учеников 9 – 11 классов. Старшеклассники познакомились с региональными акцентами Великобритании, США и Австралии, послушали и «индийский» английский и «нейтральный» английский, обсудили, почему в России популярны манга, дорамы и жанр k-pop, а также научились переводить не только слова, но также смыслы и ценности, соблюдая культурные особенности страны и языка.
В нижегородской Вышке состоялся городской семинар для руководителей муниципальных общеобразовательных организаций
На семинаре «Коммуникации руководителя в системе образования» руководители районных управлений образования Нижнего Новгорода и директора школ имели возможность обсудить вопросы развития системы образования в целом, а также задачи, которые стоят персонально перед каждым директором и его педагогическими коллективами, по сохранению имиджа школы и повышению качества образования.
Изучаем языки с носителями культуры: в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошел День иностранных языков «Вышка ИЯ»
Для коммуникации с представителями другой страны важно не просто знание иностранного языка, но и понимание национальной специфики, умение «переводить» смыслы на язык концептов разных культур. Для знакомства с особенностями организации межкультурного общения и спецификой преподавания иностранных языков в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошел День иностранных языков «Вышка ИЯ».
«Наш музей вдохновляют студенческие проекты»
Студенты нижегородской Вышки создадут мультимедийные проекты для музеев Нижнего Новгорода и области. Это решение было принято экспертами музейных институций по итогам питчинга студенческих проектов в области креативных индустрий.
«Задаешь вопросы самому себе»: состоялась встреча киноклуба с Леонидом Клейном
«Большую часть своей жизни я работал учителем в школе, поэтому, поднимите руки те, кто досмотрел фильм до конца», – с такой шутки старший преподаватель РАНХиГС, филолог и писатель Леонид Клейн начал совместное обсуждение фильма «Инцидент, или Случай в метро» между студентами НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и РАНХиГС.
«Университет – центр культурного трансфера»: бережная передача знаний и исторических ценностей
Завершилась междисциплинарная конференция «Университет – центр культурного трансфера», которая второй год проводится в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ. «Взаимный трансфер идей и решений основывается на принципах открытости новым тенденциям в социуме, экономике, науке и технологиях» – основные тезисы конференции, итоги ярких дискуссий и отзывы организаторов собраны в материале службы портала.
«Языку бизнес-культуры нужно учиться так же, как и иностранному»
Современному специалисту в сфере бизнес-общения важно не только свободное владение двумя и более иностранными языками, но также коммуникативная компетентность и знание межкультурного этикета. Студенты новой бакалаврской программы «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация», которая открывает набор в 2022 году, смогут выбрать специализацию «Межкультурная бизнес-коммуникация».
«Вышка ИЯ»: национальный колорит и особенности межкультурного общения
Современному специалисту по межкультурному бизнес-общению кроме свободного владения иностранными языками важны коммуникативная компетентность и знание межкультурного этикета. Особенностям культурных кодов и традиций, а также необходимым надпрофессиональным навыкам, которые обеспечивают эффективную бизнес-коммуникацию, посвящен День иностранных языков в Высшей школе экономики «Вышка ИЯ».
Scientia potentia est: «вспомнить все, что знал, и даже больше»
Студенты нижегородской Вышки получили сертификаты о сдаче международного экзамена по латинскому языку ACL/NJCL National Latin Exam. Являясь языком науки, латынь закладывает фундамент для освоения европейского искусства и литературы, облегчает изучение живых языков романской группы, способствует, по выражению русского философа XIX в. Алексея Хомякова, знанию «самих законов слова, живого выражения мысли».
Объединяя талант и креатив: Татьяна Маслова стала стипендиатом Фонда Владимира Потанина
Магистрант программы «Медиатекст и цифровые коммуникации» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Татьяна Маслова стала победителем стипендиального конкурса Благотворительного Фонда В. Потанина, направленного на поддержку студентов магистратуры российских вузов.
Нижегородский кампус ВШЭ запускает обновленную программу магистратуры «Медиатекст и цифровые коммуникации»
Современному специалисту в сфере цифровых коммуникаций необходимо уметь работать со словом, погруженным в медийную среду, записывать подкасты, обрабатывать массивы информации и максимально раскрывать суть медиапродукта. В 2021 году в нижегородском кампусе ВШЭ стартует образовательная программа магистратуры «Медиатекст и цифровые коммуникации», разработанная в сотрудничестве с PR-агентствами, онлайн-платформами и культурными институциями.
Подведены итоги конкурса «Пространство соучастия 2019-2020»
Завершился конкурс «Пространство соучастия 2019-2020», в котором участвовали 35 университетских продюсерских команд и их партнеры – музеи, научные институты, библиотеки, театры, архивы, благотворительные и спортивные организации Красноярска, Новосибирска, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Петербурга.
‘What International Students Need to Bring with Them Is Courage and Curiosity’
‘I started learning Russian in Italy. I’ve lived in Moscow and St. Petersburg, but came to Nizhny Novgorod to learn Russian in “real” Russia and become an international journalist’: Alessandro Caglio, first-cohort graduate of the Master’s programme ‘Literature and Media’, speaks about intercultural communications, hypertext novels, and the Russian winter.
«Пространство соучастия» времен пандемии
Центр цифровых культур запускает «второй сезон» межрегионального проекта. На онлайн-встрече новые участники из университетов Казани, Санкт-Петербурга и Красноярска обсудили подходы к «дорожной карте» по созданию учебных курсов по цифровому продюсированию и запуску цифровых студенческих проектов для социальных и культурных институций своих регионов.
«Пространство соучастия»: студенческие цифровые проекты – городам и селам
Как «Пространство Соучастия» – совместная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университетов страны с культурными и социальными институциями регионов – приближают историю, соединяют людей разных поколений, преодолевают «цифровой разрыв», создают впечатления и говорят с нами на современном языке мультимедиа.
«Каждый выход на лекцию сопровождается ожиданием непредсказуемого диалога со студентами», – Нелли Николаевна Борышнева
Дан старт новой рубрике «Диалог с преподавателем»! Мы постараемся выпускать материал раз в две недели. Как думаете, кто станет следующим героем?