Как внедрять цифровую кафедру, рассказала сетевым партнерам «Вышка Онлайн»
«Вышка Онлайн» совместно с факультетом компьютерных наук ВШЭ провела шестой образовательный интенсив для сетевых партнеров U4Uonline 2023. В трехдневном мероприятии приняли участие 28 вузов России и СНГ. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.
НИУ ВШЭ, единственный в России и странах СНГ вуз — провайдер высшего очного образования в рамках самостоятельного онлайн-кампуса, более десяти лет задает тренды на рынке цифрового обучения. Технологический и интеллектуальный инструментарий «Вышки Онлайн» позволяет выстроить процесс обучения с нуля — от создания цифрового контента, включения онлайн-программ в учебные планы, сопровождения студентов до контроля качества и оценочных процедур (прокторинг, ассистенты онлайн-курсов, психометрика и анализ больших данных). Наработанной экспертизой «Вышка Онлайн» в рамках проекта «Сетевое взаимодействие» делится с коллегами из более чем 40 региональных университетов РФ и СНГ. Проект формирует единое образовательное, исследовательское и коммуникационное пространство для расширения диапазона и вариативности программ обучения. Партнеры могут интегрировать в учебный план любой из более чем 160 онлайн-курсов от ведущих ученых и ключевых отраслевых экспертов Высшей школы экономики. Сегодня в «Вышке Онлайн» обучается более 15 000 сетевых студентов.
С 2018 года интенсив U4Uonline собирает для обучения и общения представителей вузов РФ и СНГ. В этом году на него зарегистрировались 57 административных сотрудников и преподавателей из 28 вузов. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.
Тимофей Никулин
«“Цифровая кафедра” — это проект, реализуемый совместно Минобрнауки и Минцифры России. Основная его идея заключается в предоставлении студентам вузов, в которых функционируют цифровые кафедры, возможности получения дополнительной квалификации по IT-направлению, — объясняет Тимофей Никулин, руководитель проекта Data Culture ФКН. — Это предложение распространяется на две категории студентов. Первая обучается по специальностям, не связанным с информационными технологиями. К примеру, экономисты, юристы, менеджеры и другие смогут приобрести навыки создания алгоритмов и компьютерных программ, работы с базами данных и т.д. Ко второй относятся студенты, уже обучающиеся по программам IT-подготовки. Для них обучение на цифровой кафедре также станет возможностью приобретения дополнительных навыков и расширения профессиональных горизонтов. В НИУ ВШЭ основа для “Цифровой кафедры” реализуется через IT-модули проекта Data Culture, интегрированные во все образовательные программы».
На вебинарах U4Uonline были рассмотрены различные аспекты цифрового обучения, включая создание образовательного контента, адаптацию студентов к новым технологиям и методикам, а также развитие навыков работы в команде и проектного мышления. Особое внимание было уделено вопросам оценки результатов обучения и разработке системы мотивации для студентов и преподавателей. В итоге были сформулированы рекомендации для вузов по внедрению цифровой кафедры и определены перспективные направления развития в этой сфере. U4Uonline 2023 стал важным шагом на пути к созданию единой системы подготовки специалистов с навыками работы в цифровой экономике.
Марина Сорокова
«В программе интенсива U4Uonline было несколько интересных тем, — отметила Марина Сорокова, заведующая кафедрой “Цифровое образование” Московского государственного психолого-педагогического университета. — Например, “Данные и машинное обучение сегодня” от Евгения Соколова и Digital Humanities от Владислава Андреева. Но особенно интересным и полезным для меня был опыт НИУ ВШЭ по интеграции IT-модулей в образовательные программы. Кейс по разработке дорожной карты для нашего университета позволил осознать и систематизировать информацию, а возможность обсудить онлайн наш подход с экспертом ВШЭ помогла наметить пути решения проблем».
Евгений Буленков
«На прошедшем семинаре я впервые для себя открыл реальный путь формирования цифровой грамотности у студентов. Раньше интересовался, но все было отрывками, а здесь — дорожная карта и системный подход», — добавил Евгений Буленков, доцент кафедры технологии машиностроения Донецкого национального технического университета.
Вам также может быть интересно:
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий
На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.
ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ
НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.