НИУ ВШЭ переходит на собственную модель независимого экзамена по английскому языку
Модель разработана школой иностранных языков НИУ ВШЭ и полностью соответствует мировым стандартам. 13 мая состоялось торжественное открытие Центра независимой экспертизы по английскому языку в здании на Старой Басманной улице, а 16 мая первые студенты сдали экзамен. Предполагается, что в перспективе возможность пройти независимую оценку в центре получат не только студенты Вышки, но и представители других вузов, учителя школ, корпоративные клиенты.
Освоение иностранных языков, прежде всего английского, является важным элементом обучения в Высшей школе экономики на протяжении всей ее тридцатилетней истории. Независимый экзамен по английскому языку обязателен для студентов всех образовательных программ бакалавриата и специалитета.
В течение последних десяти лет студенты сдавали независимый экзамен, приближенный к формату IELTS (среди прочих международных систем он оказался наиболее приемлемым с академической точки зрения), его принимали внешние сертифицированные эксперты. Можно было также сдать IELTS или другой международный тест в международном агентстве, и при наличии необходимого балла его результат признавался университетом. Теперь же НИУ ВШЭ полностью берет проведение независимого экзамена на себя — на сегодняшний день он готов к этому и методически, и репутационно.
Студенты будут сдавать экзамен в системе, разработанной школой иностранных языков НИУ ВШЭ. Это уникальная российская система, которая в полной мере соответствует международным стандартам и вписывается в международную систему оценки языковых компетенций. Возможность предоставить результат тестирования от международного агентства у студентов по-прежнему сохраняется.
Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ
«Если экзамен принимает не тот, кто учил, это всегда круто. Потенциал, накопленный школой иностранных языков НИУ ВШЭ, позволил ей разработать систему независимой оценки знаний студентов и в дальнейшем развивать ее самостоятельно. Это поможет перевести экзамены в распределенный формат — сделать их удобнее для студентов, дать им возможность самим выбирать время, снизить организационные риски и улучшить контроль. Кроме того, есть планы выхода на внешние рынки».
Как отмечает Вадим Радаев, единство подходов к оцениванию дает серьезную аналитику в масштабе университета — позволяет сравнивать результаты по одному предмету не только разных студенческих групп, занимающихся у разных преподавателей, но и разных школ, департаментов и факультетов. Внедрить независимую оценку непросто, и это удается не по всем дисциплинам.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ
«На сегодняшний день экзамен по английскому языку, организованный НИУ ВШЭ, — далеко не единственный пример независимой оценки в нашем университете. В этом году впервые проведена независимая оценка цифровой грамотности в рамках проекта Data Culture, аналогичные проекты реализуются у юристов и экономистов, в перспективе — у математиков. Пример школы иностранных языков важен еще и потому, что в ее независимом экзамене активно используются цифровые оболочки и цифровые сервисы».
По оценке Сергея Рощина, Центр независимой экспертизы по английскому языку — «это не просто комната и столы с компьютерами, а один из системообразующих проектов для НИУ ВШЭ, для продвижения нашего понимания современной образовательной модели вовне». Его актуальность обусловлена еще и востребованностью универсальных компетенций по английскому языку на рынке труда: по данным портала HeadHunter, в марте 2022 года спрос на вакансии, требующие знания английского языка, вырос вдвое.
Для проведения независимой экспертизы по английскому языку для внешних заказчиков разрабатывается универсальный многоуровневый тест, проверяющий четыре вида речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение), а также лексико-грамматические навыки. Все разделы теста построены по принципу «от простого к сложному», основаны на реальных коммуникативных задачах и ситуациях. Выполнять задания можно будет на компьютере, на бумаге или онлайн с прокторингом.
Тест будет предложен в двух вариантах — Academic English Test (использование английского языка для академических целей и научной работы) и Business English Test (для делового и корпоративного общения).
Екатерина Колесникова, руководитель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
«На перспективу в качестве целевой аудитории мы рассматриваем не только студентов Вышки, но и всех тех, кто заинтересован в независимом подтверждении уровня владения английским языком, — преподавателей и студентов других вузов, учителей школ, корпоративных клиентов и так далее. В последние месяцы к нам стали обращаться организации, которые раньше пользовались услугами международных агентств при оценке языковых компетенций своих сотрудников, а теперь лишены такой возможности».
Результаты тестирования будут представлены в соответствии с Общеевропейской шкалой языковой компетенции (CERF) – это безусловное требование, позволяющее обеспечить признание разработанного инструмента. По результатам теста кандидат получит сертификат с указанием уровня владения английским языком в соответствии с CERF (от А1 до С1+), в том числе отдельно по каждому виду речевой деятельности. Для корпоративных клиентов возможен групповой отчет.
В НИУ ВШЭ новая система распространяется на все четыре кампуса. Если студент обучается по дистанционной программе или дистанционному индивидуальному учебному плану, то он будет сдавать экзамен в онлайн-формате с использованием прокторинга. Остальные студенты имеют возможность сдать независимый экзамен в аудитории на компьютере. Исключение — пермский кампус НИУ ВШЭ, где экзамен пока проводится только онлайн. Банк заданий и технология проверки, которые создает Центр независимой экспертизы, являются общими для всех кампусов.
Наталия Кудинова, руководитель Центра независимой экспертизы по английскому языку НИУ ВШЭ
«Уже подготовлено более 250 заданий по всем четырем разделам, что позволяет сгенерировать более тысячи уникальных экзаменационных вариантов. Аудирование и чтение проверяются автоматически на платформе SmartLMS, устные и письменные ответы — экспертами, по два эксперта на каждую работу. В наш пул сейчас входят 18 экспертов, проходящих четырехэтапный тренинг, в том числе спецкурс по подходам и оцениванию в международных экзаменах, и успешно сдавших такой экзамен».
Первый экзамен с использованием новой системы для студентов НИУ ВШЭ состоялся 16 мая: в аудиторию имени профессора Елены Николаевны Солововой в здании на Старой Басманной пришли восемь студентов, в том числе трое — с образовательной программы «Экономика и политика в Азии».
Сдать экзамен необходимо каждому студенту до окончания третьего курса, записаться можно самостоятельно на платформе SmartLMS, причем график слотов доступен на год вперед. Подробную информацию для студентов, в том числе демоверсию и график слотов, можно найти на сайте центра.
Вам также может быть интересно:
Если вы только начинаете писать на английском, не переживайте из-за мелочей
В Центре академического письма ВШЭ уже три года ведется пруфридинг — вычитка научных текстов на английском языке. В Центр может обратиться каждый ученый ВШЭ, чтобы в очной или дистанционной форме доработать свой текст вместе с носителем языка. Какие типичные ошибки встречаются в текстах, в чем разница между «and» и «as well as» и почему лучше сразу писать на английском, а не переводить с русского, рассказывает один из пруфридеров Центра, новозеландец Дэвид Конноли.
Преподаватель ВШЭ придумал программу, которая автоматически создает упражнения по английскому языку
Составление интересных упражнений по английскому языку — процесс долгий и трудозатратный. Доцент кафедры иностранных языков нижегородского кампуса ВШЭ Алексей Малафеев нашел способ его автоматизировать. Придуманная им программа для обучения английскому языку Exercise Maker стала победителем вышкинского конкурса Фонда образовательных инноваций. Как создать и внедрить в учебную практику интересный проект, Алексей Малафеев рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Олимпиада по английскому: региональный этап позади
В НИУ ВШЭ закончился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
«Универсальной методики преподавания не существует»
Студенты факультета медиакоммуникаций ВШЭ второй год подряд признают преподавателя английского языка Евгению Колосовскую одним из лучших преподавателей. О том, как добиться правильной мотивации в изучении языка и почему преподавателю интересно работать со студентами-журналистами, она рассказала в интервью стажеру новостной службы портала.
Программа «Международный бизнес»: курс на двойные дипломы
23 марта пройдет День открытых дверей англоязычной магистерской программы ВШЭ «Международный бизнес». Об особенностях программы, на которой учатся представители разных стран, рассказывает ее руководитель, доцент кафедры мировой экономики ВШЭ Ирина Кратко.
Academic writing center: новые курсы
В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.
«Я должна научить студентов выражать свои мысли в любой ситуации»
Доцент кафедры английского языка на факультете экономики ВШЭ Нонна Баграмянц стала одним из лучших преподавателей университета по итогам студенческого голосования в 2012 году.
«Попытки дальнейших улучшений вполне резонны»
29 июня состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики. Обширная повестка дня включала решения по открытию новых факультетов и кафедр, принятию ряда нормативных документов и голосование по конкурсу профессорско-преподавательского состава.
Препринты ВШЭ: продвижение в мировую науку
О специфике подготовки препринтов на английском языке рассказывает соредактор серии препринтов Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ по экономике Андрей Яковлев.
ЕГЭ по английскому: как готовиться и стоит ли бояться?
13 февраля в кампусе ВШЭ в Нижнем Новгороде прошел научно-методический семинар «ЕГЭ по английскому языку: эффективные учебные стратегии», организованный Нижегородским университетским округом ВШЭ в помощь школьным учителям.