• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Привлечь студентов к участию в реальных исследованиях»

В Высшей школе экономики создана Научно-учебная лаборатория по предпринимательству. О том, какие задачи стоят перед новым подразделением, кто входит в состав лаборатории, и о методах исследовательской работы в ней рассказывает ее научный руководитель Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, расскажите, пожалуйста, об основной цели создания новой лаборатории.

— На самом деле работа по мониторингу российского предпринимательства продолжается уже в течение пяти лет. Но поначалу она шла в проектном режиме: получили согласие на проведение работ, выполнили их, закрыли проект и разошлись на несколько месяцев, пока следующий проект не получит поддержку. А в 2010 году с учетом  результатов, достигнутых за эти годы, было принято решение перевести эту деятельность из проектного формата в формат постоянно действующего подразделения. Лаборатория участвует в крупном международном проекте GEM — Global Entrepreneurship Monitor, или по-русски — «Глобальный мониторинг предпринимательства», в котором заняты исследователи из 59-ти государств. GEM является крупнейшим и наиболее подробным исследованием предпринимательских намерений, активности и ожиданий. Россию представляет группа ученых из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и ВШЭ.  Проект является крупнейшим в мире сравнительным исследованием, которое подробно изучает причины, виды и мотивацию предпринимательской деятельности людей в разных странах. Только в 2010 году в его рамках были опрошены 175 тысяч человек по всему миру.

Поскольку мы работаем в стенах университета, то изначально выстраивали свою деятельность таким образом, чтобы привлечь и подготовить студентов к участию в реальных исследовательских проектах, помочь им не только получить знания о том, что предпринимательство представляет собой как экономический и социальный феномен, но и развить знания и навыки аналитиков в процессе обработки и изучения данных, которые мы получаем в ходе полевых исследований. А еще привить студентам навыки междисциплинарной командной работы.

Уже несколько «поколений» студентов прошли через эти работы. Пока ими были экономисты, статистики и социологи, но мы надеемся, что к нам присоединятся и представители других факультетов Вышки.

— Какие формы и методы работы  применяются в лаборатории?

— В основе нашей работы сбор и обработка материалов исследований. Опрос проводится раз в год в одно и то же время, в мае. В начале года мы набираем новых сотрудников из числа студентов, и начинается процесс обучения молодых «бойцов». Мы знакомим их с результатами предыдущих исследований, рекомендуем необходимую научную литературу, проводим семинары. В конце лета – начале осени получаем первые результаты студенческих штудий, затем начинается длительный процесс редактирования написанного (не раз и не два!) с целью подготовки разделов ежегодного научного отчета по тому плану, который мы в начале года коллективно разрабатываем и согласовываем.

Кроме того, вот уже два года мы проводим летние школы, которые тоже стали одной из форм работы над проектом с потенциальными сотрудниками лаборатории. На занятия летней школы мы приглашаем ведущих российских и зарубежных экспертов. Помимо  этого, в течение года мы проводим серию семинаров, в программу которых обязательно входит обсуждение различных теоретических и методических вопросов и выступления российских исследователей, работающих по близкой или смежной проблематике. В российском академическом сообществе уже сложилось понимание важности и результативности этого проекта. Если в первые годы мы вынуждены были каждый раз объяснять суть и значимость проекта, то сейчас коллеги уже хорошо осведомлены о нашей работе.

Деятельность лаборатории отражается и в плане учебной работы: мы вместе с Татьяной Алимовой, доцентом кафедры экономической социологии, читаем курс социологии предпринимательства и курс российского малого и среднего предпринимательства. Материалы проекта используются в ряде разделов курса экономической статистики, который ведет Ольга Образцова, заместитель заведующего кафедрой статистики. Наши студенты работают с фактическим материалом,  реальными кейсами и базами данных. Кстати, уже немало выпускников факультета на материалах проекта лаборатории написали и защитили выпускные квалификационные работы в бакалавриате и магистерские диссертации. Надеемся, что в этом году появится и первая кандидатская диссертация, написанная на материалах проекта.

— Кто входит в состав лаборатории?

— Ядро лаборатории — это уже упомянутые мной коллеги Ольга Образцова и Татьяна Алимова, Мария Габелко, старший преподаватель кафедры статистики, и, разумеется, студенты. Часть студентов работает на протяжении нескольких лет, они становятся «ветеранами», которым мы доверяем уже довольно ответственные вещи, вплоть до выступлений на больших и представительных международных конференциях. Другая группа студентов работает в течение года или двух. В работе лаборатории принимают участие студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры двух факультетов, а также аспиранты. Мы с нетерпением ждем, когда наши аспиранты и соискатели выйдут на защиту кандидатских диссертаций по итогам своих исследований в рамках проекта.

— Итак, работа по проекту ведется на протяжении пяти лет. Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах.

— Проанализирована структура и динамика развития так называемого предпринимательского потенциала населения. Введено в научный оборот несколько новых понятий, к примеру, индекс расширения предпринимательского потенциала, параллельное предпринимательство. Сопоставлено развитие предпринимательской активности в России и в ряде зарубежных стран, даже в целых регионах и группах (Восточная Европа, страны БРИК).

Подготовлено свыше десяти выступлений на крупных международных конференциях. Нами, включая студентов-исследователей, опубликованы около 30-ти статей в разных журналах, российских и зарубежных, а в прошлом году Издательским домом ВШЭ была издана монография «Теория предпринимательства в России». Сейчас мы готовим к публикации статью в одном из реферируемых журналов по материалам доклада на научной конференции консорциума исследователей предпринимательства, которые поддерживают проект.  Эта конференция состоялась осенью прошлого года в Лондоне, и 5-6 сообщений было предложено подготовить для публикации.

Существуют разные представления о том, насколько легко и быстро можно добиться публикации результатов того или иного исследования в крупных международных журналах. Полагаясь на наш опыт, могу сказать, что это – очень непростой путь. В течение пяти лет публикации результатов нашей работы появлялись в основном в сборниках  различных конференций, российских и международных, а также в российских журналах и монографиях. И вот только сейчас, спустя пять лет, мы, наконец, готовы представить продукт своего труда, который, судя по всему, академическое сообщество готово принять.

— Какие данные, полученные в ходе проектной работы, кажутся вам самыми интересными?

— Если говорить о свежих результатах, то самые важные выводы были недавно опубликованы в  пресс-релизе результатов «Глобального мониторинга предпринимательства» за 2010 год.

Что касается России, то 2010-й год рассматривался Правительством как год постепенного выхода из экономического кризиса. Мы ожидали увидеть позитивные тенденции в развитии предпринимательской активности населения. Однако выяснилось, что кризис продолжает оказывать значительное влияние на предпринимателей, и в 2010 году больше предпринимателей, чем в 2009-м, были вынуждены закрыть свой бизнес. Это один из неожиданных результатов исследования.

Другой интересный вывод заключается в том, что в России за период кризиса и посткризисного 2010-го года изменилась гендерная структура: почти сравнялось соотношение среди предпринимателей мужчин и женщин. До начала кризиса мужчины доминировали в бизнесе примерно в пропорции 2:1. И эту новость можно было бы рассматривать как положительное явление, но анализируя его причины и сравнивая демографические характеристики предпринимателей (мужчин и женщин) мы видим, что женское предпринимательство в нашей стране в значительной степени вынужденное. Это, в свою очередь, означает, что на российском рынке труда существует определенная дискриминация женщин, которая в условиях кризиса приводит к тому, что основные  проблемы с занятостью и трудоустройством стали испытывать женщины. Они вынуждены заниматься предпринимательством, и, конечно, это совсем не тот бизнес, про который можно говорить высокие слова насчет инноваций или модернизации. Это не тот бизнес, который предлагает новые рабочие места или повышает производительность труда.

— Даже если не рассматривать негативное влияние кризиса на российских предпринимателей, общеизвестно, что условия ведения бизнеса в нашей стране мало способствуют развитию предпринимательства. В этом смысле картина как-то меняется к лучшему?

— Хотел бы сказать «да», но не могу. Участие в международном проекте позволяет нам понять, как мы выглядим на фоне других стран. Россия стабильно входит в группу стран с низким уровнем предпринимательской активности, вместе с Францией, Бельгией и Данией.  Однако причины низкой предпринимательской активности в этих странах и в России сильно отличаются друг от друга. Если во Франции или Дании существуют разнообразные возможности для альтернативной организации своей хозяйственной активности или работы по найму, то россиянин возьмет котомку и поедет в Китай, чтобы купить там дешевый товар и продать его здесь подороже. Мы эту деятельность называем предпринимательством, но на самом деле она не имеет к подлинному предпринимательству никакого отношения. Во Франции или Дании у людей нет в этом нужды – граждане этих стран могут жить на социальные пособия или пройти курсы переквалификации, изменить профессиональную траекторию. То есть там не так сильно действуют факторы, выталкивающие людей в предпринимательскую среду.

Кроме того, в странах с развитой рыночной экономикой существуют серьезные барьеры для входа новичков в бизнес, но это барьеры экономического характера: высокий уровень конкуренции, высокий уровень насыщенности рынка, когда трудно предложить потребителю что-то новое. В России — совсем другая картина. К сожалению, все призывы высшего руководства страны к развитию предпринимательства, сколь бы благородными они ни были, наталкиваются на серьезнейшие препятствия, и предпринимательская активность россиян остается весьма низкой. Во-первых, в России бюджетная система построена таким образом, что власти, которые наиболее активно взаимодействуют с микро- и малым бизнесом, — муниципальные и региональные — мало что получают от налогов, собираемых с предпринимателей. Поэтому у них практически отсутствует мотивация помогать предпринимателям. Во-вторых, высокий уровень коррупции, чиновничьего произвола и так называемого политического предпринимательства приводят к тому, что чиновники стремятся контролировать те бизнесы, которые уже существуют, кормиться за их счет и увеличивать свои личные доходы на постоянной основе.

Поэтому на реальный предпринимательский старт можно решиться в очень немногих случаях. А именно: во-первых, если у тебя есть серьезное «прикрытие», во-вторых, если у тебя есть какие-то креативные идеи и твой бизнес будет таким, что чиновнику со средним уровнем интеллекта будет трудно найти механизм, чтобы тебя и твои доходы взять под свой контроль, и в-третьих, если ты попал в отчаянное положение.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.