• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В России ничего этого пока нет и в помине»

5–10 июля в ближнем Подмосковье Лаборатория социологических исследований Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ проведет 2-ю Летнюю школу «Предпринимательство в России: теория и практика, методология исследований». О Школе рассказывает руководитель лаборатории, вице-президент Европейского совета по малому бизнесу и предпринимательству Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, судя по названию Школы, она посвящена теории предпринимательства. Речь идет о предпринимательстве для «чайников»?

— У нас сложилось такое в общем правильное, но не полное представление, что предпринимательство — это нечто, чем можно заниматься, в крайнем случае — чему можно «обучать». На самом деле, в последние 20–25 лет в мире сложилось и быстро растет такое междисциплинарное направление, как теория предпринимательства. Выходит около двух десятков академических журналов, ежегодно проводятся десятки международных конференций (если считать только крупные), действуют несколько международных, десятки национальных ассоциаций, объединяющих людей, которые изучают предпринимательство, работая на стыке поведенческой экономики, теории организаций, социальной психологии, экономической социологии. Наконец, существует престижная международная премия за исследования в области предпринимательства, реализуются сотни исследовательских проектов. В России ничего этого пока нет и в помине. Организуя Школу, мы ставим перед собой задачу привлечь внимание студентов к этому междисциплинарному направлению, заинтересовать в его изучении.

— А кому и зачем нужны такие исследования?

— За рубежом такие исследования заказывают или спонсируют различные институты развития, а также банки, лизинговые, факторинговые, страховые и другие компании. Потому что они отдают себе отчет в том, что предпринимательство — важный агент экономических и социальных изменений, а потому неплохо бы представлять себе, «как там внутри все устроено», а не только получать скупые статистические сводки.

Кроме того, эти структуры нуждаются в кадрах аналитиков, знающих данный сектор и способных проводить экспертизу, мониторинг, разрабатывать предложения по внедрению новых продуктов, в которых может быть заинтересован предпринимательский сектор экономики. Как, впрочем, и государственные органы — содействие развитию предпринимательства является предметом попечения федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. В этих органах — огромных дефицит людей, которые компетентны в выстраивании соответствующих технологий управления исходя из понимания специфических потребностей, предпосылок, возможных форм содействия развитию предпринимательства. Но таких аналитиков, разбирающихся в статистике предпринимательства, умеющих собирать и анализировать вторичную информацию, знакомых с применяющимися в мире практиками финансового, инфраструктурного, информационного сопровождения развития предпринимательства, — таких аналитиков никто и нигде в стране специального не готовит!

А вокруг центров исследования предпринимательства и разработки теории, объясняющей этот феномен, всегда формируется некий обучающий контур, в котором и выковываются будущие аналитики в области предпринимательства.

— В чем вы видите основную задачу Школы?

— На мой взгляд, основная ее задача — сформировать заинтересованность в изучении предпринимательства, а также некоторые навыки экспертно-аналитической работы. Далее, Летняя школа — по сути, разведывательный шаг для выявления заинтересованности студентов в формировании некоего образовательного модуля, который отвечал бы этому запросу (например, магистерской программы).

— Как будет построена Летняя школа, чем студенты будут заниматься?

— Прежде всего, мы ожидаем заявок от студентов и аспирантов, занимающихся исследованиями различных аспектов предпринимательства в парадигмальных полях экономики, социологии, психологии, менеджериальных дисциплин. Поэтому сверхзадача Школы — показать преимущества междисциплинарного подхода, выявить крупные проблемы, требующие объединения усилий представителей разных наук. С этой целью каждый день в первой половине дня слушатели Летней школы будут знакомиться с проблемно ориентированными лекциями, презентациями, а также участвовать в мастер-классах экспертов, представляющих как академический сектор, так и самих предпринимателей и институты содействия развитию предпринимательства. Во второй половине дня работа будет проводиться в малых группах, которые получат творческие задания, результаты выполнения заданий будут доложены в последний день Школы.

— Кого вы приглашаете в качестве лекторов и экспертов?

— Как и в прошлом году — ряд ведущих российских аналитиков. Ждем также гостью из-за рубежа — доктора Йоланду Хессельс из Роттердамского университета, руководителя голландской команды «Глобального мониторинга предпринимательства» (в прошлом году Школу очень обогатило участие профессора Пии Арениус из бизнес-школы Турку). Мастер-класс Йоланды Хессельс будет связан главным образом с возможностями компаративных исследований на базе GEM, что для нас важно, поскольку одним из направлений работы Летней школы будет обсуждение студенческих монографических исследований, выполненных в нашей лаборатории.

— А сама Лаборатория социологических исследований представит какие-то материалы, результаты своей исследовательской деятельности?

— Конечно. Мы ведь уже пятый год участвуем в международном исследовательском проекте «Глобальный мониторинг предпринимательства». На Школе будет презентована наша коллективная монография, которая сейчас на выходе в Издательском доме ГУ-ВШЭ. Кроме того, один из докладов будет посвящен основным результатам пятилетнего цикла работ — анализу динамики предпринимательского потенциала российского населения, стратегий входа на рынок, факторов, влияющих на принятие решения об открытии и закрытии бизнеса...

— Получат ли участники практические навыки предпринимательской деятельности?

— В той мере, в какой научный анализ любого явления помогает лучше в нем ориентироваться, полнее видеть риски и ограничения, но также шансы и возможности — в этом смысле, безусловно, получат. Но это не является нашей главной задачей. Так же, как главной задачей физика-теоретика не является конструирование каких-либо приборов, например.

— Что нужно сделать, чтобы принять участие в Летней школе?

— О, это не так просто: придется найти в глубинах портала Вышки тщательно спрятанную там информацию об условиях участия, заполнить заявительную форму и ждать ответа.

— Школа — только для студентов Вышки?

— Вовсе нет! Участником может стать каждый, чьи заявительные документы убедят организаторов в наличии интереса и некоторых уже реализованных исследовательских навыков в соответствующей предметной области. В прошлом году мы получили ровно 100 заявок, примерно половина была не из Вышки, а из разных вузов России и некоторых стран СНГ. Удовлетворить мы сможем порядка 30–35 заявок.

— Каков будет «полезный выход»?

— Все участники Школы получат дополнительный импульс для активизации своих исследований на новом качественном уровне — будь то диссертации, курсовые или выпускные работы. А что касается сотрудников нашей лаборатории, они проведут интенсивную неделю совместной работы, чего нам так не хватает в течение учебного года — ведь мы разбросаны по разным факультетам и курсам, и даже собрать всех вместе — серьезнейшая логистическая проблема. Наконец, нам станет яснее, что следует предпринять, чтобы продолжить внедрение теории предпринимательства в образовательное поле Вышки. Мы подумаем об интернационализации этой Летней школы, о формировании соответствующего междисциплинарного магистерско-аспирантского колледжа с участием зарубежных партнеров, об иных шагах по формированию и развитию ядра молодых исследователей, которые, я уверен, уже в ближайшей перспективе заявят о себе на международной арене.

Вам также может быть интересно:

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.