• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации в СМИ

Новые возможности: что может дать бизнес вузам?

В современных условиях вузы вынуждены не только предоставлять теоретические и практические знания и обучать студентов навыкам их применения, но и усиливать влияние на потребителей выпускаемой ими продукции. Какого рода деятельность добавляется к образовательным процессам в вузах, как сделать ее эффективной и востребованной – об этом с нами поделился в  статье для журнала "Экспир" замначальника управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ Михаил Демидов.



Трансформация сущности вузов

В экономической теории существует концепция развития предприятий, описывающая зависимость экономического роста в обществе от изменений взаимодействия рыночных субъектов, их технологических возможностей, а также времени, затрачиваемого на прогресс. Так происходят промышленные революции: сначала производство механизировалось с помощью парового двигателя, потом стало массовым с помощью электричества, затем автоматизировалось с помощью информационных технологий, теперь процесс ускоряется за счет цифровизации.

По аналогии с приведенной выше схемой развития предприятий процесс становления современных университетов условно можно разделить на четыре поколения (согласно концепции Университета 3.0, пришедшей в Россию в последние два года из США)

 – три уровня образования, поиск талантов;

 – исследовательские компетенции, экспертиза, которая может быть востребована на рынке (в виде консультационных услуг, например);

– предпринимательские компетенции, создание малых инновационных предприятий и дочерних хозяйственных обществ.

Ключевая компетенция университета 3.0 – умение управлять результатами интеллектуальной деятельности, создавать предпринимательскую экосистему, развивать городскую среду вокруг себя. Фактически, вуз становится градообразующим центром. Самый яркий пример последнего времени –  создание Кембриджшира. За счет альянса власти, бизнес-сообщества и Кембриджского университета сегодня это графство стало центром мировых технологических индустрий, – описал идею Университета 3.0; врио генерального директора ОАО РВК Евгений Кузнецов в рамках пленарного доклада на проходившем мае 2016 года форуме Экосистема инноваций: университеты и научные центры. По мнению Кузнецова, переход от университетов модели 1.0, 2.0 к 3.0 сопровождается постоянным наращиванием уровня сервиса. Университет 3.0 – это уже экономический агент, крупная компания. Важнейший элемент перехода к этой модели –собственные компетенции в области понимания того, как развиваются рынки. Университеты 3.0 обладают лучшими компетенциями в области понимания рынка, чем окружающая их корпоративная среда. Именно потому она приходит к ним за профессорами, студентами, знаниями, совместными проектами, - утверждает Кузнецов, отмечая, что за счет усилий регулятора рынка в лице МОН РФ и институтов развития отечественные университеты в значительной степени готовы перейти к модели 3.0.

Пока университеты еще не перешли к модели 3.0, бизнесу в основном приходится иметь дело с вузами 1.0 и 2.0. Вузы 1.0 часто по сути своей – те же советские учебные заведения с современным логотипом и перекрашенным фасадом, утратившие старую систему координат и не вписавшиеся в новую. Многие вузы, появившиеся уже в новейшей истории, также остановились на минимальной ступени развития, поскольку реализуют свою миссию только в одном направлении – обучая студентов в рамках госзаказа или заказа от бизнеса. Выстроенная советская система взаимодействия общества и вуза прошла деформацию и адаптировалась под реалии стихийного рыночного капитализма 1990-х годов, но, в отличие от западной, так и не смогла вписаться в новые реалии и напоминает скорее Германию до Бисмарка, а не структурированную систему. Попытки упорядочить этот процесс предпринимались и предпринимаются различными способами: рейтингование (в том числе и международное) вузов, мониторинг отчетности, аудит качества образовательных услуг и так далее. Однако основные проблемы и задачи остаются теми же: у вуза нет в большинстве своем компетенций для повышения собственного уровня до Университета 3.0&, а институты развития с завидной регулярностью изменяют правила игры в части выставления требований к вузам и критериев для отнесения их к той или иной передовой группе. Так, например, в ходе майской встречи рабочей группы АСИ по Университетам 3.0, одним из серьезных полемических моментов был спор о целесообразности включения в конкурсные критерии отбора вузов величины зарубежных продаж лицензий на инновационные продукты, создаваемые вузом или его дочерними организациями.

Проблемы вузов и возможности для бизнеса

Большинство российских вузов сегодня находится под грузом одинаковых проблем, таких как отсутствие необходимого финансирования на поддержание материально-технической базы вуза, кадровый голод, сокращение доходов от основной образовательной деятельности. При этом зачастую отделы (департаменты, управления) имеют схожие задачи и конкурируют между собой. В большинстве случаев такая ситуация вызвана банальным отсутствием обмена информацией.

Решить проблему помогают информационные системы, помогающие как взаимодействию структурных единиц, так и управлению проектами для отдельных сотрудников, определяющие наличие ресурсов и фиксирующие для руководителей проблемы на стадии их зарождения. Такие решения уже внедрены в ряде вузов – в СПбГУ, МГУ, ВШЭ и ряде других, где руководство понимает необходимость улучшать процесс управления ресурсами.

По признанию руководства ряда вузов, у них существуют сложности во взаимодействии с новым поколением студентов. Их мышление и особенности социализации требуют новых методик обучения и новых инструментов коммуникации между администрацией, преподавателями и студентами. Стенды с объявлениями у деканатов, бумажные зачетные книжки и сдача работ только в распечатанном виде уходят в прошлое, заменяясь системами, где каждый шаг в обучении студента отслеживается и им самим, и его образовательным учреждением. Можно отметить, что вузы из группы  (ВШЭ, МФТИ, МГТУ) все чаще и чаще подходят к идее индивидуализации и персонализации обучения студента в бакалавриате и магистратуре, предлагая ему программы на выбор и поддерживая академическую мобильность.

Гибкости в образовательный процесс добавили новые форматы донесения информации до обучающихся – онлайн-курсы, имеющие открытый статус для просмотра мультимедиа-контента. При этом ряд вузов, например, ВШЭ и СПбГУ, рассматривают возможность зачета сертификатов, полученных после прохождения курсов на Coursera, в рамках образовательных программ.

Соответственно, ИКТ-решения для реализации вышеуказанных технологий (системы управления медиаконтентом, системы для административных работников/учащихся, софт для видеоконференций, средства адаптивного обучения и т.п.) можно считать очень перспективным направлением для бизнеса. Однако для того, чтобы заключить выгодную сделку с вузом, руководителям ИТ-бизнесов требуется запасаться терпением (пилотные проекты могут длиться годами), создавать реноме стабильного провайдера услуг и креативно подходить к вопросу ценообразования.

От ИКТ-решений к научному консалтингу

Помимо существующей трансформации традиционного делопроизводства в вузах в электронный вид, информатизации учебного процесса и менеджмента с помощью ИКТ-решений, в российских вузах есть необходимость в услугах консалтинга. Так, почти у всех вузов есть сложности в коммуникации с бизнесом в качестве потенциального исполнителя научно-исследовательских работ или продавца лицензий. Бизнес не только опасается сложностей при взаимодействии с вузом (долгие согласования, абстрактное ценообразование, неочевидный контроль качества исполнения), но и плохо понимает, что именно вуз может предлагать. Нередко для решения проблемы используются дочерние хозяйственные общества вуза, заточенные под конкретные требования заказчика (наличие лицензий, статус НКО, общая система налогообложения, наличие штатных единиц с необходимым опытом и образованием и так далее). Поэтому сервисы поддержки трансфера технологий – от консалтинга по ценообразованию до упаковки продуктов, услуг и решений в реальное рыночное предложение, еще один вектор развития для бизнеса, заинтересованного в продажах вузам.

Продолжением станет цикл статей о потребностях вузах и возможностях для бизнеса. Цикл направлен на содействие в развитии данного нишевого рынка.


В современных условиях вузы вынуждены не только предоставлять теоретические и практические знания и обучать студентов навыкам их применения, но и усиливать влияние на потребителей выпускаемой ими «продукции». Какого рода деятельность добавляется к образовательным процессам в вузах, как сделать ее эффективной и востребованной – об этом пойдет речь в этой статье

Источник: https://xpir.ru/articles/Novaya-nisha-biznes-vuzam © Экспир

В современных условиях вузы вынуждены не только предоставлять теоретические и практические знания и обучать студентов навыкам их применения, но и усиливать влияние на потребителей выпускаемой ими «продукции». Какого рода деятельность добавляется к образовательным процессам в вузах, как сделать ее эффективной и востребованной – об этом пойдет речь в этой статье.

Источник: https://xpir.ru/articles/Novaya-nisha-biznes-vuzam © Экспир

Трансформация сущности вузов В экономической теории существует концепция развития предприятий, описывающая зависимость экономического роста в обществе от изменений взаимодействия рыночных субъектов, их технологических возможностей, а также времени, затрачиваемого на прогресс. Так происходят промышленные революции: сначала производство механизировалось с помощью парового двигателя, потом стало массовым с помощью электричества, затем автоматизировалось с помощью информационных технологий, теперь процесс ускоряется за счет цифровизации. По аналогии с приведенной выше схемой развития предприятий процесс становления современных университетов условно можно разделить на четыре поколения (согласно концепции «Университета 3.0», пришедшей в Россию в последние два года из США): 1.0 – три уровня образования, поиск талантов 2.0 – исследовательские компетенции, экспертиза, которая может быть востребована на рынке (в виде консультационных услуг, например). 3.0 – предпринимательские компетенции, создание малых инновационных предприятий и дочерних хозяйственных обществ. «Ключевая компетенция университета 3.0 – умение управлять результатами интеллектуальной деятельности, создавать предпринимательскую экосистему, развивать городскую среду вокруг себя. Фактически, вуз становится градообразующим центром. Самый яркий пример последнего времени – создание Кембриджшира. За счет альянса власти, бизнес-сообщества и Кембриджского университета сегодня это графство стало центром мировых технологических индустрий», – описал идею «Университета 3.0» врио генерального директора ОАО «РВК» Евгений Кузнецов в рамках пленарного доклада на проходившем мае 2016 года форуме «Экосистема инноваций: университеты и научные центры». По мнению Кузнецова, переход от университетов модели 1.0, 2.0 к 3.0 сопровождается постоянным наращиванием уровня сервиса. Университет 3.0 – это уже экономический агент, крупная компания. Важнейший элемент перехода к этой модели – собственные компетенции в области понимания того, как развиваются рынки. «Университеты 3.0 обладают лучшими компетенциями в области понимания рынка, чем окружающая их корпоративная среда. Именно потому она приходит к ним за профессорами, студентами, знаниями, совместными проектами», – утверждает Кузнецов, отмечая, что за счет усилий регулятора рынка в лице МОН РФ и институтов развития отечественные университеты в значительной степени готовы перейти к модели 3.0. Пока университеты еще не перешли к модели 3.0, бизнесу в основном приходится иметь дело с вузами 1.0 и 2.0. Вузы 1.0 часто по сути своей – те же советские учебные заведения с современным логотипом и перекрашенным фасадом, утратившие старую систему координат и не вписавшиеся в новую. Многие вузы, появившиеся уже в новейшей истории, также остановились на минимальной ступени развития, поскольку реализуют свою миссию только в одном направлении – обучая студентов в рамках госзаказа или заказа от бизнеса. Выстроенная советская система взаимодействия общества и вуза прошла деформацию и адаптировалась под реалии стихийного рыночного капитализма 1990-х годов, но, в отличие от западной, так и не смогла вписаться в новые реалии и напоминает скорее «Германию до Бисмарка», а не структурированную систему. Попытки упорядочить этот процесс предпринимались и предпринимаются различными способами: рейтингование (в том числе и международное) вузов, мониторинг отчетности, аудит качества образовательных услуг и так далее. Однако основные проблемы и задачи остаются теми же: у вуза нет в большинстве своем компетенций для повышения собственного уровня до «Университета 3.0», а институты развития с завидной регулярностью изменяют правила игры в части выставления требований к вузам и критериев для отнесения их к той или иной «передовой группе». Так, например, в ходе майской встречи рабочей группы АСИ по «Университетам 3.0», одним из серьезных полемических моментов был спор о целесообразности включения в конкурсные критерии отбора вузов величины зарубежных продаж лицензий на инновационные продукты, создаваемые вузом или его дочерними организациями. Проблемы вузов и возможности для бизнеса Большинство российских вузов сегодня находится под грузом одинаковых проблем, таких как отсутствие необходимого финансирования на поддержание материально-технической базы вуза, кадровый голод, сокращение доходов от основной образовательной деятельности. При этом зачастую отделы (департаменты, управления) имеют схожие задачи и конкурируют между собой. В большинстве случаев такая ситуация вызвана банальным отсутствием обмена информацией. Решить проблему помогают информационные системы, помогающие как взаимодействию структурных единиц, так и управлению проектами для отдельных сотрудников, определяющие наличие ресурсов и фиксирующие для руководителей проблемы на стадии их зарождения. Такие решения уже внедрены в ряде вузов – в СПбГУ, МГУ, ВШЭ и ряде других, где руководство понимает необходимость улучшать процесс управления ресурсами. По признанию руководства ряда вузов, у них существуют сложности во взаимодействии с новым поколением студентов. Их мышление и особенности социализации требуют новых методик обучения и новых инструментов коммуникации между администрацией, преподавателями и студентами. Стенды с объявлениями у деканатов, бумажные зачетные книжки и сдача работ только в распечатанном виде уходят в прошлое, заменяясь системами, где каждый шаг в обучении студента отслеживается и им самим, и его образовательным учреждением. Можно отметить, что вузы из группы «5-100» (ВШЭ, МФТИ, МГТУ) все чаще и чаще подходят к идее индивидуализации и персонализации обучения студента в бакалавриате и магистратуре, предлагая ему программы на выбор и поддерживая академическую мобильность. Гибкости в образовательный процесс добавили новые форматы донесения информации до обучающихся – онлайн-курсы, имеющие открытый статус для просмотра мультимедиа-контента. При этом ряд вузов, например, ВШЭ и СПбГУ, рассматривают возможность зачета сертификатов, полученных после прохождения курсов на Coursera, в рамках образовательных программ. Соответственно, ИКТ-решения для реализации вышеуказанных технологий (системы управления медиаконтентом, системы для административных работников/учащихся, софт для видеоконференций, средства адаптивного обучения и т.п.) можно считать очень перспективным направлением для бизнеса. Однако для того, чтобы заключить выгодную сделку с вузом, руководителям ИТ-бизнесов требуется запасаться терпением (пилотные проекты могут длиться годами), создавать реноме стабильного провайдера услуг и креативно подходить к вопросу ценообразования. От ИКТ-решений к научному консалтингу Помимо существующей трансформации традиционного делопроизводства в вузах в электронный вид, информатизации учебного процесса и менеджмента с помощью ИКТ-решений, в российских вузах есть необходимость в услугах консалтинга. Так, почти у всех вузов есть сложности в коммуникации с бизнесом в качестве потенциального исполнителя научно-исследовательских работ или продавца лицензий. Бизнес не только опасается сложностей при взаимодействии с вузом (долгие согласования, абстрактное ценообразование, неочевидный контроль качества исполнения), но и плохо понимает, что именно вуз может предлагать. Нередко для решения проблемы используются дочерние хозяйственные общества вуза, «заточенные» под конкретные требования заказчика (наличие лицензий, статус НКО, общая система налогообложения, наличие штатных единиц с необходимым опытом и образованием и так далее). Поэтому сервисы поддержки трансфера технологий – от консалтинга по ценообразованию до упаковки продуктов, услуг и решений в реальное рыночное предложение, – еще один вектор развития для бизнеса, заинтересованного в продажах вузам. Продолжением станет цикл статей о потребностях вузах и возможностях для бизнеса. Цикл направлен на содействие в развитии данного нишевого рынка.

Источник: https://xpir.ru/articles/Novaya-nisha-biznes-vuzam © Экспир