Экономика России: перед долгим переходом
По данным IQ.hse.ru доклад Натальи Акиндиновой, Ярослава Кузьминова, Евгения Ясина "Экономика России: перед долгим переходом" вошел в список "Самые интересные доклады XVII Апрельской конференции НИУ ВШЭ".
В 1990-х годах в России реализовался экономико-социальный дуализм: рыночная экономика и патерналистская соцсфера, обеспечиваемая госучреждениями и предоставляющая социальные блага независимо от нуждаемости. Это стало непосильным бременем для экономики. При Ельцине государство вынужденно превратилось в либерального игрока: у него не было ресурсов, и для осуществления своей политики оно должно было вступать в коалицию с частными игроками. При Путине государство решило повторно национализировать основные активы ТЭК, что позволило федеральной власти уйти от необходимости договариваться с кем-либо по вопросам внутренней политики.
Теперь, в условиях дешевой нефти бизнес постепенно перестраивается к работе в условиях нормальной рентабельности (а не повышенной, что компенсирует все российские риски). Для этого нужно уменьшить инфляцию, возвратиться на мировые финансовые рынки, отказаться от высокого налогообложения бизнеса, снизить политические риски для предпринимателей и демонтировать систему контроля и надзора. При отсутствии притока нефтяной ренты будут заморожены инфраструктурное строительство и машиностроение. Завышенные требования бизнеса к доходности будут, по мнению авторов, заменяться на более адекватные за счет снижения инфляции и продолжения глобальной атаки СМИ и правительств на офшорный бизнес.
Бюджет приспосабливается к дешевому сырью, при этом обостряется борьба элитных групп за бюджетные деньги. Проигрывает пока социальный сектор. Усиливающееся давление на бюджет может вынудить государство перейти к прогрессивному обложению доходов физлиц, если госрасходы не будут сокращены на 3-4% ВВП. Здесь России предстоит сделать выбор: развивать образование, медицину и пенсионную систему за счет добровольных взносов граждан или повысить на них налоги. Почти любые инициативы в налоговой сфере приведут к подавлению экономической активности. По мере исчерпания резервов все более реальной станет перспектива эмиссионного финансирования бюджета, что сделает экономические риски неприемлемыми. В связи с снижением качества предоставляемых государством соцблаг произойдет дифференциация качества образования и медицины.