• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это способ описания реальности»

Проект исследователей факультета математики ГУ-ВШЭ победил в конкурсе Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по научным исследованиям среди молодых ученых, кандидатов наук по математике, механике и информатике. О конкурсе и проекте факультета рассказывают доцент кафедры дискретной математики Алексей Зыкин и доцент кафедры алгебры Евгений Смирнов.

— В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности состоявшегося конкурса, и что можно сказать об уровне подаваемых заявок?

Евгений Смирнов
Евгений Смирнов
Евгений Смирнов: Правительство России реализует программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с 2009 года, и конкурс, в котором мы участвовали, — только один из целого ряда, проводимых Министерством образования и науки по самым разным научным направлениям. В нашем конкурсе участвовали исследовательские проекты в области математики, механики и информатики. В этом году было подано сорок заявок от исследовательских коллективов вузов и институтов России, четырнадцать из них победили, то есть получат государственное финансирование. Большая часть проектов из этих четырнадцати относится к механике, и только два проекта — наш и проект Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского — были посвящены фундаментальной математике. Мы исследуем проблемы теории представлений, алгебраической геометрии и теории чисел и их приложений к математической физике. В Москве, помимо нашего факультета, есть еще несколько центров, занимающихся исследованиями в этой и близких областях: Математический институт имени Стеклова Российской академии наук, Независимый Московский университет и механико-математический факультет МГУ.

— Кто входит в состав вашей команды?

Е. Смирнов: Кроме меня, в проекте участвуют три сотрудника и два студента нашего факультета: профессор кафедры алгебры Михаил Финкельберг, доцент кафедры алгебры Леонид Рыбников, доцент кафедры дискретной математики Алексей Зыкин, студент 3-го курса Дмитрий Корб, студент 2-го курса Дмитрий Кубрак. На факультете математики ВШЭ учатся талантливые ребята, среди которых немало победителей Всероссийских олимпиад по математике, есть даже один победитель Международной математической олимпиады, и примерно половина студентов — выпускники сильных математических школ, московских и региональных. Преподавать такой аудитории по-настоящему интересно, потому что это не просто передача знаний от преподавателя студенту, а совместная творческая работа. Вообще математическая академическая среда — одна из самых демократичных, и множество новых идей и открытий появляются именно благодаря молодым ученым.

— Какие задачи вы ставите перед собой в данном проекте?

Е.Смирнов: Начнем с более общего вопроса: зачем в принципе нужна математика? Математика — это способ описания реальности, и без математического аппарата не может существовать ни одна естественная наука. Математика нужна и физикам, и биологам, и экономистам. Со времен Ньютона физика и математика находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга: физические задачи решаются при помощи математических теорий (причем зачастую эти теории появлялись даже раньше, чем ставились физические задачи), а идеи, приходящие из физики, способствуют созданию новых математических направлений. Наш проект как раз посвящен тем областям математики, которые связаны с современной математической физикой. Одна из этих областей — теория представлений — естественным образом возникает в задачах квантовой механики. Например, периодичность таблицы Менделеева и «цвета» излучения атомов можно объяснить при помощи теоретико-представленческих методов. Более тонкие физические вопросы, такие как изучение структуры атомного ядра, ведут к появлению новых, значительно более сложных математических задач. Рассмотрение подобных задач составляет значительную часть нашего проекта.

Алексей Зыкин
Алексей Зыкин
Алексей Зыкин: Еще одно направление исследований нашего проекта посвящено задачам теории чисел, или арифметики — области математики, которая изучает целые числа и сходные объекты. Оказывается, что, несмотря на кажущееся отсутствие связи между теорией чисел и математическим аппаратом физики, многие методы и подходы в этих областях — одни и те же. Теория чисел — это область математики, результатами которой ежедневно пользуются миллионы людей, обычно не догадываясь об этом: на теоретико-числовых методах основаны все современные алгоритмы передачи данных и их шифрования. Например, такие алгоритмы вы используете, набирая пин-код своей банковской карточки. Что же касается конкретных формулировок наших задач — боюсь, что объяснить это «на пальцах» невозможно. По крайней мере я за это не возьмусь. То же самое можно сказать и про ожидаемые результаты. Популяризация науки вообще и математики в особенности — дело очень непростое. Математика — наука теоретическая и оперирует абстракциями, которые почти невозможно объяснить бытовым языком.

— Как вы думаете, почему именно в стенах Высшей школы экономики возник сильный математический исследовательский центр?

А.Зыкин: Математический факультет Вышки возник не на пустом месте, его фундаментом стал Независимый университет. Большая часть преподавателей факультета учились или преподавали там и продолжают сотрудничество с Независимым университетом. Я в этом смысле — тоже не исключение. Факультет имеет совместные с Независимым университетом программы. Например, программа «Math in Moscow» приглашает и принимает американских студентов на обучение в ГУ-ВШЭ и Независимом университете в течение одного или двух семестров. Немаловажную роль играет и грантовая поддержка. Этой весной математический факультет ГУ-ВШЭ выиграл  грант на создание научно-образовательного центра, который придал официальный статус фактически существовавшей структуре, связанной и с проведением исследований, и с обучением аспирантов, студентов и школьников. Заниматься математическими исследованиями без общения с коллегами  невозможно, поэтому мы участвуем в семинарах Математического института имени Стеклова, Независимого Университета, Института проблем передачи информации РАН.

— Существует мнение, что советская математика была на высоте в 60-ые годы прошлого века, а сейчас мы наблюдаем лишь отголоски былого величия...

Е.Смирнов: Математика — наука интернациональная. Трудно сказать, что такое российская или московская математика. Есть математика вообще. В математике нет секретных знаний, и очень мало тем представляют коммерческий интерес. У математики нет языковой проблемы, так как последние пятьдесят лет языком математики де-факто является английский. Статьи пишутся по-английски, конференции проводятся на английском, будь то в России, во Франции или где бы то ни было еще. Но если говорить о россиянах, занимающихся математикой, то я не согласен, что последние десятилетия были провальными. Если проверить список лауреатов самой престижной в математике премии — медали Филдса, которая вручается каждые четыре года, то в последние годы среди лауреатов этой премии оказывались и российские математики. Все они сейчас работают за границей — в Америке, во Франции, в Швейцарии — но все эти люди учились в российских школах, заканчивали здесь университеты, аспирантуру и работали в стране какое-то время. Поэтому разговоры о смерти российской математической школы явно преждевременны.

А. Зыкин: Я согласен с тем, что советская математика была особенно сильна в 60-е годы прошлого века. Тогда Московский государственный университет входил в пятерку ведущих мировых центров в области математики. В 1990-е годы очень многие математики были вынуждены уехать на Запад, но этот «исход» имел как минусы, так и плюсы. Сейчас в мире есть то, чего раньше не было — российская математическая диаспора.

— Как люди приходят в математику?

А. Зыкин: Мой пример мне кажется достаточно типичным. Я заинтересовался математикой в седьмом классе, стал зачитываться математическими книжками и поступил в московскую школу №57. Ее математические классы закончили известные математики, и, кстати, — многие сотрудники нашего факультета. В этой школе я проучился с 9-го по 11-й класс. Потом — мехмат МГУ и Независимый университет, совместная аспирантура Математического Института имени Стеклова и Université de la Méditerranée в Марселе. В этой траектории одна из ключевых, на мой взгляд, точек — математическая школа. В России существовала и продолжает существовать развитая система математических школ, внешкольных занятий, кружков — одним словом такая работа со школьниками, без которой у нас не было бы такого количества талантливых молодых исследователей. Важно, что школьники на таких занятиях  встречаются с действующими математиками, то есть учатся математике «из первых рук». Поэтому и можно говорить о преемственности поколений в математике. Школьники учатся в математических школах, занимаются в кружках, потом становятся студентами, аспирантами, преподавателями и сами начинают заниматься  со школьниками — зачастую еще во время учебы в университете. Так что эта система самовоспроизводящаяся.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.

Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.

Пятый сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN стартовал

Школа дизайна ВШЭ запускает пятый сезон международного онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN. Заявки принимаются в номинациях: «3D-персонаж», «Анимация», «Дизайн интерьера», «Дизайн книги», «Упаковка» и «Фотография». К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии.