• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правильный психолог ушами не хлопает

Ольга Ковалева в 2008 году закончила магистратуру факультета психологии ГУ-ВШЭ. Сегодня она работает личным помощником крупного бизнесмена и планирует открыть свое дело.

— Как получилось, что ты поступила именно в Высшую школу экономики?

— В 2002 году я закончила муниципальную гимназию №2 в Красногорске. Наша школа сотрудничала с несколькими университетами, в том числе с Государственным университетом — Высшей школой экономики: мы приезжали на день открытых дверей и имели право сдавать экзамены до основного потока. Надо сказать, что поступала я сразу в несколько вузов: в Финансовую академию, в Академию им. Плеханова, в ГУ-ВШЭ, в МИГАиК и Пищевой (т.к. гимназия сотрудничала с этими вузами). В результате я поступила во все, но выбрала все же ГУ-ВШЭ.

Еще когда в девятом классе я приехала с мамой на День открытых дверей, первая фраза, которую я сказала, зайдя в главное здание на Мясницкой: "Я хочу учиться именно здесь!". Но потом меня стали запугивать, что в Вышку сложно поступить без дорогостоящих репетиторов, я отложила мечту "в долгий ящик" и стала готовиться и в другие вузы. И уже после одиннадцатого класса сдавала экзамены в ГУ-ВШЭ просто за компанию с друзьями — и так получилось, что они не прошли конкурс, а я поступила!

— А как выбрала специальность психолога?

— Еще класса с 7—8 меня интересовала психология. Кроме того, мне было интересно, каким образом сочетаются экономика и психология, ведь ГУ-ВШЭ — вуз экономический. Я выбрала специализацию "Организационная психология" в бакалавриате и магистерскую программу "Психология в бизнесе" В результате сочетание оказалось весьма интересным и, считаю, многое мне дало. Ожидания отличались от реальности отчасти потому, что мы были первым годом, и на нас производилась некая "обкатка" программы. Сегодняшние студенты, наверное, получают более гармоничное и рационально составленное высшее образование. С другой стороны, наш поток был небольшой, камерный, а значит, был и индивидуальный подход, и доверительные отношения с преподавателями.

— Что дало обучение в Вышке в целом и чего не хватало?

— Я каждый раз убеждаюсь, что все-таки практические навыки можно получить только в процессе реальной работы. Хотя все деловые и бизнес-тренинги оказались крайне полезны, но, на мой взгляд, в процессе обучения не хватало практической отработки полученных знаний и навыков, многие важные для практики дисциплины (например, "коучинг руководителей") давались просто как факультативы.

Но пригодились и полученные знания. Даже если я не имею подробного представления о той или иной области, я знаю, где при необходимости могу найти нужную мне информацию. Вообще обучение в ГУ-ВШЭ привило определенную культуру общения, теперь у меня есть множество друзей, на которых я могу в жизни положиться.

Я очень благодарна своему факультету за то, что в процессе обучения развила в себе навыки публичного выступления. Дело в том, что в школе для меня на протяжении многих лет было некоторой проблемой выйти с каким-то докладом и выступать перед аудиторией — сказывался то ли математический склад ума, то ли в школе просто не уделяли должного внимания и времени развитию ораторских навыков. Во время обучения в ГУ-ВШЭ постоянно приходилось делать презентации, готовить и защищать проекты, и сейчас я отношусь к публичности достаточно спокойно. Это очень помогает мне в работе: за годы обучения появились общительность и коммуникабельность.

— А что касается работы?

— Работать я стала, уже учась в магистратуре, когда занятия начинались с шести и появилась возможность совмещать. Устроилась не совсем по специальности — менеджером: сначала операционным, потом коммерческим. Причем работа пришлась по душе, и за короткий срок меня повысили в должности три раза. А в конце второго курса я ушла на свою нынешнюю работу — личного помощника, бизнес-консультанта крупного бизнесмена. У меня широкий круг обязанностей, ненормированный график, но очень интересная работа. Босс ведет несколько бизнесов, и у меня есть возможность получить опыт ведения бизнеса, как говорится, из первых рук, наработать связи не только в бизнес-структурах, но и в правительстве. Сейчас работу я совмещаю с учебой в аспирантуре Вышки.

— И какие дальнейшие карьерные планы?

— Дальнейшие карьерные планы, можно сказать, глобальные. Я собираюсь набраться опыта на нынешнем месте работы, а потом начинать что-нибудь свое, работая уже на себя. Речь идет скорее об открытии собственного бизнеса, чем о работе в компании.

— С работой и учебой в аспирантуре у тебя остается время и силы на какие-то увлечения?

— Я поняла, что чем меньше времени, тем его более рационально используешь. Зимой мои увлечения — сноуборд, коньки, встречи с друзьями, я обожаю дружеские посиделки. Люблю путешествовать. После работы и учебы мы собираемся с друзьями, куда-нибудь идем, по выходным выбираемся за город, на экскурсии по российским городам. Например, в последний раз были в Звенигороде. А еще благодаря моей работе и наработанным связям я достаточно часто посещаю всевозможные светские рауты в различных посольствах. Что тоже очень интересно.

— Советовала бы ты поступать в Вышку на факультет психологии и почему?

— Сейчас читают значительно больше практических и интересных дисциплин, программа более устоявшаяся. Но наш первый курс был очень сильным, и я думаю, что нас будет сложно обойти.

— А что бы ты посоветовала тем, кто сегодня учится на твоем факультете в ГУ-ВШЭ?

— Любить свое дело и свою науку, вырабатывать определенную пытливость ума, чтобы не просто безынициативно получать преподаваемые знания, а понимать, что тебе нужно, и брать это самому. Больше читать самостоятельно, задавать вопросы преподавателям, ездить на конференции, посещать семинары. У нашего факультета большой потенциал: хороший преподавательский состав, постоянное участие в международных программах, приглашение зарубежных мэтров. Ведь от самого человека зависит, взять ли то, что ему дают, или же, скажем так, прохлопать ушами. Лично я рада, что мне посчастливилось учиться в таком замечательном университете.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.