• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Терминатор не придет»: каким будет образование будущего в эпоху ИИ

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Как применение искусственного интеллекта повлияет на образование, какие этические вопросы есть сейчас и готово ли человечество к тому, чтобы людей учили роботы, — об этом и многом другом говорили участники дискуссии «DebAIte: Революция ИИ в образовании», состоявшейся на фестивале «НОЧЬ Студента». 

О том, как новые технологии изменят подходы к учебе и преподаванию, говорили проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Евгений Соколов, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин, руководитель направления коммуникации в Sber AI, завкафедрой инфокоммуникационных технологий НИТУ МИСИС Ксения Кузнецова. Модератором встречи выступила старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Дарья Касьяненко.

Как искусственный интеллект применяется в Вышке

«Позиция Высшей школы экономики в этом отношении простая. Надо вступать во взаимодействие, и мы вступаем во взаимодействие с генеративными моделями в образовательном процессе. Этим можно и нужно пользоваться», — отметил Сергей Рощин.

Сергей Рощин
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

По его словам, университет следит за практиками применения ИИ в образовательном процессе и в соответствии с этим начинает выстраивать «цивилизованный диалог по поводу использования этих инструментов» — между студентами, преподавателями и административными сотрудниками. Сергей Рощин также рассказал, что Вышка уже сейчас формирует этический кодекс университета по использованию ИИ в образовании.

Какой должна быть этика ИИ

«У искусственного интеллекта нет такого свойства, атрибута — этичность, неэтичность, — говорит Алексей Масютин. — Это атрибут поведения человека, который применяет ту или иную модель, либо исходя из какой-то благой цели, либо чтобы обмануть, сгенерировать какую-то ложную информацию, похожую на правдивую».

Алексей Масютин (в центре)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Он отмечает, что искусственный интеллект в этом смысле абсолютно такой же, как и любой другой инструмент: его применение зависит от воли человека, в руках которого он оказался, поэтому сама по себе технология не может быть плохой или хорошей.

Сергей Рощин считает, что сейчас нет однозначных ответов на вопросы в части этики и даже некоторых аспектов права в сфере ИИ — они остаются открытыми. Участие университета в этом процессе — «дорога по поиску ответов, накоплению практик, опыта, кейсов для того, чтобы здесь так или иначе достигать некоторого понимания правил взаимного поведения».

Как университетская наука развивает технологии ИИ

«Доучивать модели, улучшать качество данных — это первостепенная задача. И самое главное — искать вдохновение и творчество для того, чтобы придумывать новые архитектуры и делать искусственный интеллект доступным всем, а не только технологическим гигантам», — отметила Ксения Кузнецова.

Ксения Кузнецова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«В университете вы являетесь более свободным ресерчером, чем в корпорации. Если вам какая-либо тема интересна, вы вправе развивать эту тему. Вы можете обосновывать, продвигать ее в рамках научного сообщества, получать под это финансирование как со стороны Вышки, так и со стороны внешних заказчиков. И наверное, первый шаг начинается с того, что должен быть неподдельный интерес к тому, с чем вы соприкоснулись», — считает Алексей Масютин.

Как ИИ изменит сферу образования

«Важнейший вызов, который у нас возникает на основании тех инструментов, которые появляются вокруг генеративных моделей, — это вопрос, чему учить, и, соответственно, вопрос, что оценивать, — считает Сергей Рощин. — Безусловно, я предвижу, продолжая рассуждения коллег, что в ближайшее время в системе образования, по крайней мере высшего образования, нас точно ждет определенная революция в методологии образования с точки зрения того, что и как мы оцениваем».

«Мне кажется, то, что сейчас происходит, — это для нас важный стимул, чтобы мы задумались, зачем мы даем те или иные задания», — подчеркнул Евгений Соколов.

Например, какие-то задания могут проверять не то, как студенты решают задачи, а то, как они умеют обучать нейросети, чтобы те решали эти задачи быстро и правильно. «Поэтому нам сейчас предстоит переосмыслить все это, и, наверное, упражнение, которое всем преподавателям стоит проделать, — это позагонять свои домашки и задачи в генеративные модели и посмотреть, что там решается», — добавил Евгений Соколов.

«Все, что связано с текстом, генерацией контента, генерацией картинок и видео, — все это никогда не будет прежним. Но это всего лишь помощник, технология в руках человека. Без человека, без мозга студента ни одна работа не будет сделана. Просто мы освобождаем себе время. Терминатор не придет. Работу у нас нейросети не отнимут», — отметила Ксения Кузнецова.

Для расшифровки записи дискуссии были использованы технологии искусственного интеллекта. Превратить часовую беседу в печатный текст машина смогла за пять минут.

Вам также может быть интересно:

Стартовала регистрация школьников на Всероссийскую олимпиаду по ИИ

Открылась регистрация на пятый сезон Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В этом году организаторы ожидают увеличения числа участников — соревнование получило международный статус, и теперь принять участие могут школьники 8–11-х классов не только из России, но и из других стран. Олимпиаде присвоен II уровень в перечне РСОШ — ее призеры и победители получат льготы при поступлении в вуз.

В НИУ ВШЭ обсудили глобальные тренды ИИ на международной форсайт-сессии

В Высшей школе экономики прошла международная форсайт-сессия по искусственному интеллекту (ИИ). Российские и иностранные ученые обсудили тренды и вызовы, которые возникают в связи с быстрым развитием ИИ.

Больше не одинокий гений: как сохранить идентичность ученого в эпоху ИИ

Сегодня профессия ученого требует новых навыков, зачастую не связанных с наукой — от умения находить гранты до успешной продажи продукта своего труда. Огромным вызовом стал ИИ, который справляется со многими задачами быстрее человека. Центр научной интеграции НИУ ВШЭ организовал вебинар «Ученые и искусственный интеллект», посвященный профессиональной идентичности исследователя в условиях стремительной цифровизации и технологических трансформаций. Подробнее — в материале HSE Daily.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.

Руководители «Билайна» прокачивают навыки работы с ИИ на базе НИУ ВШЭ

В Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ стартовала программа повышения квалификации для руководителей компании «Вымпелком» «Лаборатория ИИ: Вместе быстрее». В ее работе примут участие сотрудники компании из разных городов страны, которые будут повышать компетенции по внедрению ИИ в бизнес-процессы.

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

НИУ ВШЭ стал абсолютным лидером рейтинга вузов по подготовке кадров для ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал обновленный рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ. В него вошли 203 российских университета из 68 регионов. Высшая школа экономики первой получила наивысшую категорию А++.

ВШЭ и МТС будут вместе бороться с дипфейками и научат искусственный интеллект создавать новое видео под запросы пользователей

НИУ ВШЭ и компания МТС Web Services (MWS) объявили о запуске серии совместных исследовательских работ в области технологий искусственного интеллекта, направленных на развитие инновационных решений в сфере кибербезопасности, мультимодальной генерации контента и анализа больших данных. Основным исполнителем проекта является Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ при общей координации Центра искусственного интеллекта ВШЭ.

11 вузов России стали участниками проекта ВШЭ и «Яндекса» по применению ИИ при подготовке дипломных работ

Эксперты «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ научили студентов и научных руководителей использовать нейросеть YandexGPT в трудоемких задачах — для анализа источников, структурирования информации, визуализации данных и работы с текстом в процессе подготовки дипломов.