Когда обида важнее тесноты: как образование помогает преодолеть социальное неравенство
«Трагедия неравенства: расчеловечивая "тотального человека"» – так драматично была сформулирована тема семинара, организованного Институтом образования ВШЭ. Неравенство приводит к маргинализации отдельных людей и групп населения. Остроту проблемы можно в значительной степени снизить с помощью доступного и качественного образования.
Открывая семинар научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отметил важность изучения процессов образования, как процессов культуры, и напомнил, что Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования выполнила единственное в своем роде лонгитюдное исследование, проводившееся в ходе сопровождения образовательных траекторий детей после того, как они написали тесты PISA и TIMSS. Теперь влияние культурных реалий на человека будут изучать в новом Центре социологии культуры ВШЭ, руководитель которого Дмитрий Куракин в своей лекции рассказал о том, как социальное и территориальное неравенство сказывается на образовательных траекториях.
По его оценкам, влияние неравенства даже превышает воздействие других факторов. Он обратил внимание на то, что инициаторы, участники и жертвы школьного буллинга, преимущественно принадлежат к социально непривилегированным группам. Цифровизация образования до и во время пандемии показала, что не все имеют полноценный доступ к необходимой технике и коммуникациям, и страдают опять непривилегированные слои.
Неравенство стало нервом не только социологии образования, но эта тема часто остается в тени популярных дебатов практиков образования и социальной политики. Несколько лет назад Институт образования представил исследование об образовательных траекториях выпускников столичных школ перед их директорами. Тогда создалось впечатление, что директоров это не очень волнует, но, как показывает практика, игнорирование проблемы создает системные риски.
Когда в разных странах выстраивается политика помощи в карьерной навигации, во главу угла ставится такая проблема: непривилегированные слои не имеют достаточно амбиций и знаний, чтобы преодолевать неравенство.
Суть неравенства в том, что невозможно сделать непривилегированные слои привилегированными простым увеличением финансирования первых. Неравенство забирается в природу человека, в образ его действий и работает даже на телесном уровне, поэтому проблемы, связанные с неравенством, нельзя решить за счет перераспределения. Неравенство имеет мощный эмоциональный заряд, оно ведет к маргинализации больших групп населения, демотивации людей. Это, в свою очередь, оборачивается сбоями в социальных институтах, создает системные риски, с которыми не справиться экономическими методами.
Менее образованные и менее привилегированные люди часто живут намного меньше более успешных людей, в России разрыв составляет 10 лет. Неравенство создает также антропологический разрыв, создаются группы, которым сложно друг друга понимать, жить по одним законам
Дмитрий Куракин говорит, что известная пословица «в тесноте, но не в обиде», возможно, требует переосмысления, сейчас получается, что обида оказывается важнее тесноты.
Социальные явления влияют на человека не только извне, но и изнутри через нейропроцессы. Неравенство связано с эмоциями. В его основе лежит зависть. В современном обществе тревога и зависть являются частью устройства социальной жизни и институтов. Причем ее испытывают и привилегированные слои, которые опасаются утратить свое преимущество. Изменение картины неравенства тесно связано с образованием, которое позволяет стать другим человеком, покинуть свое непривилегированное положение, именно это придает образованию особое значение.
Важно выяснить, как связаны экономические и неэкономические факторы, чтобы понять, почему неравенство так труднопреодолимо. В уже существующих гетто нарушена работа социальных институтов, простая прибавка денег и улучшение инфраструктуры не может сразу изменить ситуацию, но может лишить мотивации. В то время как образование может стать одним из главных инструментов снижения неравенства.
Социальная сторона неравенства отражает мнение о справедливости и несправедливости порядка вещей. Если стартовые шансы более или менее равны, то неравенство не оказывает негативного влияния на экономический рост. Эффекты неравенства, связанные с унижением, отчаянием, затрудняют развитие, создают в одном государстве разные подвиды людей, которым сложно разделять интересы, говорить на одном языке и соблюдать одни законы.
Дмитрий Куракин считает, что идеала и ликвидации неравенства достичь невозможно, но возможно преодолеть наиболее вопиющие моменты. Сейчас исследователи лучше, чем раньше, знают, как устроено неравенство в России, в том числе в образовании, это знание может стать силой. По его мнению, в России нет серьезных препятствия для качественных публичных дебатов о неравенстве, его преодолении и роли элит в этих процессах. Культурный код нашего общества связан с негативным восприятием несправедливого неравенства, оно остается возмутительным. И если с точки зрения доходов неравенство относительно невелико, то с точки зрения распределения богатства оно весьма чувствительно. Имеется в виду тот факт, что 1% населения сосредоточил у себя 50% активов страны.
Зависть к богатым – важное естественное ощущение, позволяющее выстраивать свою траекторию осмысленно. Препятствий для доступа к образованию и карьере на Западе не так много, важно создать аналогичную ситуацию и в России.
Неравенства необходимы для формирования социальных связей, но необходимо сглаживание гендерного, расового и иного неравенства и выравнивание доступа к благам как в Швеции, Норвегии и Дании, считает Дмитрий Куракин.
Проблему неравенства вряд ли удастся устранить только с помощью образования, но оно способно помочь в процессе выбора мотивации людей и последующей карьерной навигации, которая в некоторых странах Европы является частью системы образования и направлена именно на преодоление неравенства. А именно это – главная цель социальной политики.
Максимально более ранняя работа по карьерному консультированию в младшей школе и мотивация на овладение профессией облегчит задачу, в старшем возрасте, когда пристрастия сформированы, проблему решить сложнее
Нужно предложить социально обделенным группам большую палитру профессий, показать их привлекательность и доступность. Вопрос об открытости образовательной системы для представителей групп, враждебно воспринимающих чужие для них культурные практики, по мнению Дмитрия Куракина, остается открытым, тем не менее, следует продолжать создание системы образования, которая снизит уровень неравенства в этой сфере.
Для российской ситуации очень важна междисциплинарная дискуссия. В ВШЭ есть много качественных исследований неравенства, Вышка создает комплексное направление, связанное с неравенством, и запускает линейку мероприятий по общению людей, занимающихся неравенствами, пояснил Дмитрий Куракин. В мире накоплен огромный запас знаний о том, как неравенство препятствует социальному успеху и мобильности. Специалисты знают, какие основные процессы вызывают неравенство в образовании, и эти знания должны быть частью активной дискуссии.