Цифра не помогла сгладить гендерную дискриминацию в оплате труда
Расширение применения цифровых технологий не привело к заметному сокращению разрыва в зарплатах мужчин и женщин. В использовании цифровых навыков женщины превосходят мужчин, но на зарплатах это не сказывается. А в профессиях, требующих высоких компетенций в этой сфере, мужчины получают большее вознаграждение. Таковы выводы исследования эксперта Вышки.
Старший научный сотрудник Центра трудовых исследования ВШЭ Анна Лукьянова изучила влияние навыков работы с компьютером и владениями новейшими коммуникационными технологиями на зарплаты, проанализировала, изменился ли гендерный разрыв в заработках. Результаты она представила на совместном семинаре ЦеТИ и Лаборатории исследований рынка труда.
Анна Лукьянова пояснила, что столкнулась в работе с проблемами: в Российском мониторинге экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ) мало вопросов, позволяющих измерить пользование компьютерами. В исследовании она исходила из предположения, что этот навык позволяет увеличивать качество работы квалифицированных работников и меньше влияет на работу малоквалифицированных. А из-за различий в структуре профессиональной занятости мужчин и женщин цифровизация может по-разному повлиять на динамику зарплат.
По данным школьных тестов уровень компьютерных навыков у девочек выше, чем у мальчиков, но у мальчиков выше оценка своих компетенций
Международное обследование PIACC среди взрослого населения показало, что доля не имеющих опыта работы с компьютером среди мужчин и женщин примерно равна, но у мужчин больше доля работников с более высоким уровнем компетенций. На российском рынке труда женщины больше представлены в отраслях с высоким распространением компьютерных навыков.
Для исследования автор использовала данные РМЭЗ за 2003-2018 гг. о занятых в возрасте от 20 до 60 лет. Второй источник – американская база O*NET (The Occupational Information Network), позволяющая прослеживать структуру занятости и ряд характеристик по 1000 профессий. Для ее применения к российским реалиям Анна Лукьянова использовала перекодировку занятий, ей удалось найти аналоги 97% профессий в российском классификаторе. Индекс цифровизации рассчитывался на данных О*NET по структуре занятости РМЭЗ. Кроме того, учитывались ответы на вопросы о важности цифровых знаний и использования компьютера в текущей работе, о необходимом уровне для ее выполнения.
По мнению Анны Лукьяновой, драйвером развития компьютерных навыков стало применение новых технологий, использование гаджетов в самых массовых женских и мужских профессиях, например, электронных журналов у учителей, медицинских карт у врачей, навигаторов у водителей. Появление новых и исчезновение старых профессий оказалось менее значимым.
В целом индекс цифровых компетенций у женщин выше, чем у мужчин, однако у «сильного пола» они прирастают быстрее. В 2005-2006 гг. женщины опережали мужчин на 8-10 пунктов, то в 2018 г. – уже на 4-5.
Цифровизация положительно влияет на заработную плату, средние заработки выше в профессиях с более высоким уровнем использования современных коммуникаций, однако этот эффект слабеет из-за широкого распространения компьютерной грамотности. В использовании цифровых навыков женщины превосходят мужчин, поскольку заняты в профессиях с более высоким уровнем цифровизации, отмечает автор исследования. При этом зарплаты у них такие же, как у мужчин. А в профессиях, требующих высоких компетенций в ИКТ, мужчины получают бо́льшее вознаграждение.
Анна Лукьянова делает вывод, что цифровизация отчасти помогла сгладить гендерный разрыв, но незначительно. Такую же оценку она дает уменьшению разрыва в применении ИКТ между «мужскими» и «женскими» профессиями.
Результаты исследования, по мнению автора, требуют уточнения, на сегодняшний день мало данных о том, какие именно навыки люди используют на работе. Анна Лукьянова предположила, что необходимо создать российский аналог О*NET или базы burning-glass, где аккумулируются сведения о вакансиях электронных служб занятости и изменения в необходимых навыках.
Дискуссант, доцент департамента прикладной экономики Ольга Лазарева высоко оценила уровень представленной работы. Она отметила, что автор впервые изучила сравнительную динамику цифровизации профессий на больших базах данных и назвала «достаточно аккуратными» сами оценки. Критические замечания Ольги Лазаревой касались применимости данных О*NET к России. Она также предположила, что в анализ не включены самозанятые, занятые в неформальном секторе и фрилансеры, в то время как вклад цифровизации в этих секторах велик.
Заместителя заведующего лабораторией исследований рынка труда Ларису Смирных заинтересовало, каков разрыв в компьютерных навыках между и женщинами и мужчинами, работающими в «женских» профессиях, и как он влияет на зарплату и разницу в степени цифровизации «мужских» и «женских» специальностей в России и в мире. Директор ЦеТИ Владимир Гимпельсон задал вопрос об уровне цифровизации наиболее распространенных профессий, о влиянии подключения к сервисам Яндекса.
Заместитель директора ЦеТИ Ростислав Капелюшников назвал работу замечательной. Доцент департамента прикладной экономики Илья Воскобойников отметил, что цифровые компетенции не всегда отвечают требованиям отдельных специальностей. В частности, в США молодые люди, с продвинутыми навыками работы с компьютером, не всегда могут быстро приспособиться к работе на станках с числовым программным управлением.