• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Было немало случаев, когда в период обучения студенты становились ректорами»

«Было немало случаев, когда в период обучения студенты становились ректорами»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

До 13 сентября продолжается набор на очно-заочную магистерскую программу «Управление в высшем образовании» ВШЭ. Этот год стал для нее юбилейным: первые студенты начали обучение десять лет назад. О прошлом, настоящем и будущем программы, о ее роли в развитии российских университетов рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

— Исак Давидович, как возникла идея создания магистерской программы? Какие принципы были положены в ее основу?

— Программа «Управление в высшем образовании» появилась незадолго до создания Института образования ВШЭ. К тому моменту было понятно, что на базе уже существующего Института развития образования нужно строить то, что называется Graduate School, — подразделение университета, где не только проводятся исследования, но и разрабатываются учебные курсы, учатся магистранты и аспиранты.

Исак Фрумин
© Высшая школа экономики

К началу 2010-х годов ВШЭ накопила значительный опыт внедрения образовательных инноваций, к этому опыту был большой интерес, и новая магистерская программа давала возможность поделиться им с профессиональным сообществом. Андрей Александрович Фурсенко, в 2004-2012 годах возглавлявший Министерство образования и науки РФ, активно развивал конкурсные механизмы в образовании, и руководители вузов понимали, что для использования этих конкурсов им не хватает компетенций, что обучение на такой программе поможет эту нехватку преодолеть.

Так что востребованность программы была очевидна. Ярослав Иванович Кузьминов посоветовался с Андреем Александровичем, и было принято решение о ее открытии. С тех пор в реализации программы участвуют представители профильного министерства. В бытность заместителем министра образования и науки РФ со слушателями программы всегда регулярно встречался Александр Алексеевич Климов, ныне ректор Российского университета транспорта. Сейчас семинары для наших студентов проводит заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Владимирович Афанасьев, и надеюсь, что эта традиция сохранится.

— К началу 2010-х в Вышке уже была магистерская программа «Управление образованием», рассчитанная на школьных управленцев. В чем разница в подходах? Подготовка кадров для высшего образования должна быть более академичной?

— Я бы так не сказал. Интеллектуальная напряженность на обеих программах одинаково высока. Речь идет о магистратуре, которая является в большей степени профессиональной: мы должны подготовить интеллектуалов, которые не просто что-то выучили, но и готовы много думать и многое делать.

Что касается разницы между программами, то она, конечно же, есть. Программа для школьных управленцев реализуется по направлению «Государственное и муниципальное управление», потому что школы — это не очень самостоятельные структуры, встроенные в государственную и муниципальную систему. А программа для университетских управленцев — это направление подготовки «Менеджмент», потому что университеты обладают высокой степенью автономии, фактически действуют как бизнес-единицы. С учетом этих особенностей формируется набор курсов и строится учебный процесс.

— Чем отличается ваша магистерская программа от Школы ректоров, которая работает на базе Московской школы управления «Сколково» и тоже хорошо известна в профессиональном сообществе?

— Коллеги из МШУ «Сколково» — наши большие друзья; и я, и другие преподаватели нашей магистерской программы иногда выступаем перед слушателями Школы ректоров. Мне представляется, что базовая разница между двумя программами заключается в степени практичности. Наша программа — это магистерский уровень, в «Сколково» — дополнительное профессиональное образование.

Школа ректоров в «Сколково», устроенная как последовательность интенсивов, запускает очень важные процессы переосмысления, самообразования руководителей университетов России. Как говорит один из моих коллег, «взрывает» мозги. А наша программа более длительная, и мы стараемся давать студентам как можно больше конкретного материала, чтобы перестроить их работу. Не просто понять, что нужно делать что-то иначе и активнее креативить, но и дать знания, сформировать представление о том, как работают университеты и система высшего образования в целом, развить аналитические навыки.

— В какой мере при создании программы учитывался международный опыт?

— Его использование не было самоцелью. Но, конечно, если мы хотим готовить людей, которые руководят конкурентоспособными университетами, они должны понимать, что такое глобальная конкуренция. Поэтому с самого первого года на программе был курс, который на русском языке вел замечательный специалист Марк Джонсон из США, к проведению мастер-классов мы привлекали самых разных зарубежных гостей и партнеров, с которыми институт сотрудничал.

© Высшая школа экономики

С моей точки зрения, гораздо важнее то, что все преподаватели программы знакомы с международным опытом и с самой современной литературой в своей области не только на русском языке. В их числе руководители Вышки, например Вадим Валерьевич Радаев, один из создателей ее образовательной конструкции, и Мария Марковна Юдкевич, одна из авторов системы академических контрактов в нашем университете.

— На кого рассчитана программа? Как в течение десятилетия формировался контингент студентов?

— Поскольку мы хотим помогать университетам меняться, нашими клиентами в определенном смысле являются не только отдельные «герои», но и сами университеты. Организуя прием студентов, мы предпочитаем брать хотя бы двух человек из одного университета, чтобы во время учебы они помогали друг другу. У нас учились сильные команды из Сибирского и Казанского федеральных университетов. «Управление в высшем образовании» — программа очно-заочная, состоящая из модулей, и очень важно, чтобы студенту было с кем посоветоваться из числа своих однокурсников в период между занятиями в Вышке.

Что касается карьерного уровня наших студентов, то здесь мы до сих пор не определились. С одной стороны, на программу могут поступать любые коллеги, которые хотят стать вузовскими управленцами, и их позиция в иерархии не имеет значения при отборе. С другой стороны, мы видим, что среди наших абитуриентов и студентов немало сформировавшихся управленцев, которые хотят или перейти на более высокий уровень, или осмыслить то, что они делают. Было немало случаев, когда в период обучения наши студенты становились ректорами.

Важно, что к нам приходят студенты из самых разных вузов, в том числе транспортных, аграрных, медицинских. У программы хорошие связи с Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, его сотрудники участвуют в защите выпускных квалификационных работ. Среди сотрудников Высшей школы экономики, занимающих управленческие позиции, немало наших выпускников.

— В рамках программы «Управление в высшем образовании» выпускаются сборники университетских кейсов. В чем их сверхзадача? Какие эффекты они дают?

— Конечно, наши сборники заслуживают внимания хотя бы потому, что в значительной части кейсов предложены решения проблем, которые есть в разных вузах. Но, на мой взгляд, они не менее важны для студентов, которые являются их авторами. Кейсы — это культурная форма фиксации опыта. Статью можно написать неграмотно и сумбурно, а можно структурированно, понятно и без ошибок. Мы считаем, что студент должен научиться правильно работать с материалом, рассказывая о своем опыте, и в дальнейшем делать это культурно.

— Учеба на магистерской программе — это не только общение с преподавателями, но и обмен опытом между студентами. Играет ли он роль в подготовке университетских управленцев?

— Обмен опытом — важнейший компонент любой постопытной программы, и не бывает так, чтобы наши студенты не знали по именам своих одногруппников. Приезжая в Москву на модули, они посещают различные инновационные центры, ту же школу «Сколково», экономфак МГУ с его междисциплинарными — по экономике и биотехнологиям — магистерскими программами, биофармацевтический кластер МФТИ, Британскую школу дизайна, устраивают совместные обсуждения, и это способствует не только повышению качества образования, но и накоплению социального капитала. Отдельно стоит сказать об исследовательских турах в вузы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где есть отличная возможность для профессионального общения и обсуждения стратегий развития университетов.

— А чему Высшая школа экономики учится у ваших студентов? Используется ли их опыт для исследований, для развития университетского управления?

— Студенты производят новые знания, когда пишут выпускные квалификационные работы, статьи вместе с преподавателями, и тем самым, безусловно, вносят вклад в общую продуктивность Высшей школы экономики. Но, конечно, нам стоит активнее думать над использованием их интеллектуального потенциала и опыта.

— Можно ли утверждать, что благодаря программе «Управление в высшем образовании» происходит трансформация высшей школы в России?

— Буду откровенен: так утверждать не стоит. У нас небольшая программа, в этом году набор — 50 человек, а в стране около 700 вузов, и общее число их руководителей — порядка 15 тысяч. Так что я не стал бы говорить о нашей роли в трансформации системы, но на целый ряд вузов мы, несомненно, оказали сильное воздействие, и это помогло им в дальнейшем развитии.

Чтобы масштаб был больше, мы выпускаем те же сборники кейсов. Недавно вышедшая книга Ярослава Кузьминова и Марии Юдкевич «Университеты в России: как это работает» частично опирается на материалы лекций, которые авторы читали нашим студентам. На развитие университетов можно влиять не только через выпускников, но и с помощью научных работ.

Эффективность программы определяется прежде всего удовлетворенностью студентов и выпускников, обратной связью через несколько лет после завершения обучения. И в этом смысле мы очень довольны результатами, хотя нас и беспокоит довольно высокий отсев. К сожалению, часть людей приходит на программу, не вполне отдавая себе отчет в том, что учиться надо всерьез и будет сложно. Мы думаем, как сократить отсев, как сделать учебный план еще более гибким, но точно не будем снижать планку.

— Как вы оцениваете перспективы программы? Какие инновации ждут студентов в новом учебном году?

— Лучше всего посмотреть на сайт программы, там много нового. Например, мы будем активнее пользоваться цифровыми технологиями, развивать формат выпускных работ как полезных коллективных продуктов. Речь идет не просто об учебных проектах, а о реально полезных проектах. Впервые для этой программы попробуем трек в аспирантуру. Конечно, свои ориентиры задаст и новый контекст развития высшего образования.