• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альфред Жалинский: Мы стремимся приблизить учебный и исследовательский процесс к нуждам экономики

О темах исследований, которые проводят аспиранты на кафедре уголовного права ГУ-ВШЭ, и об изменениях, которые претерпевает роль научного руководителя, рассуждает в интервью порталу зав. кафедрой уголовного права, ординарный профессор ГУ-ВШЭ, заслуженный деятель науки России Альфред Жалинский.

Альфред Эрнестович, кафедра уголовного права на фоне экономической направленности Вышки выглядит специфической...

— Да, наша кафедра в известном смысле является специфической. Но люди, когда-либо читавшие книжки, знают, что одними из первых декретов советской власти были декрет о введении смертной казни за спекуляцию и декрет о смертной казни за незаконную перевозку продуктов проводниками железнодорожных составов. Как только был принят уголовный закон о наказании за спекуляцию, то сразу рыночная экономика прекратила свое существование, потому что уголовное право — та отрасль, которая определяет границы действия гражданского права. Люди могут заниматься предпринимательством только в границах запретов, которые определены уголовным правом. То есть оно имеет очень серьезное влияние на экономику.

Мы на кафедре изучаем тот же самый объект, что и кафедры предпринимательского или гражданского права — экономическую деятельность, но подходим к нему с другой стороны. Есть риски бизнеса, которые могут привести человека к разорению, а есть риски, которые угрожают его свободе. В экономической практике существует очень много уголовно-правовых рисков двойного характера. С одной стороны, те или иные субъекты экономического оборота могут подвергнуться уголовному преследованию незаконно. С другой, люди могут совершить преступление умышленно либо толком не разграничив риски, когда правомерная деятельность превращается в уголовно-наказуемую. Поэтому в сфере экономики, на самом деле, существует большой спрос на знание уголовного права, и, конечно, любому грамотному топ-менеджеру нужен надежный и толковый юрист, который мог бы упреждать эти уголовно-правовые риски. Хотя, надо признать, такое мышление еще не вполне характерно для наших менеджеров.

Какие специалисты преподают на вашей кафедре?

— На нашей кафедре работают опытные специалисты, в том числе, бывшие работники МВД, хорошо знающие практику.

Какие темы исследований выбирают аспиранты вашей кафедры?

— Стремление идти в аспирантуру на кафедру гражданского, предпринимательского или финансового права, конечно, выше. Это, действительно, более модно, чем идти на кафедру уголовного права, особенно в структуре ГУ-ВШЭ. Но, тем не менее, люди знают, что мы стремимся таким образом организовать учебный и исследовательский процесс, чтобы быть ближе к нуждам экономики. И у нас аспиранты пишут, в основном, о преступлениях в сфере экономической деятельности, защищают диссертации, например, об уголовной ответственности за банкротства, о риске как обстоятельстве, исключающем преступность деяния, что для бизнеса колоссальное значение имеет. Сейчас Аня Козловская — она уже 12 или 15 работ опубликовала за время аспирантуры — пишет диссертацию о рейдерстве; Рамиль Алимов, очень толковый парень, пишет на тему "Соотношение уголовного и гражданского права". Вот передо мной лежит статья "Мошенничество в деятельности нотариуса: проблемы его квалификации" — ее написали наши аспиранты Ольга Яковлева и Михаил Мезавцов.

У вас лично аспиранты в 2007 году защищались до окончания срока аспирантуры. Как на кафедре ведется работа с аспирантами?

— В работе с аспирантами существуют факторы позитивные и негативные. Действительно, ГУ-ВШЭ имеет солидный авторитет, имидж, но это больше относится к экономике, нежели к юриспруденции. Но нас уже знают, и мы пользуемся определенным доверием и в Высшей аттестационной комиссии, и среди тех, кто участвуют в защитах. Положительно то, что в Высшей школе экономики — хорошая библиотека на английском языке; часто проводятся полезные конференции, встречи, семинары. Наши студенты и аспиранты имеют лучшее представление об экономике, чем студенты других вузов, и их диссертации — я стучу по дереву — в этом лучше, нежели работы из других вузов. К нам идут толковые аспиранты, а тем, кто, может быть, не считает себя достаточно подготовленным, кто не из Вышки, мы стремимся помочь восполнить пробелы в знаниях.

Сложности же совершенно очевидны. Их несколько. Первое, аспиранты вынуждены работать, и не работать они не могут. Никому запретить этого мы не можем. И ни ректорат, никто другой не контролирует, где и как существует аспирант. И работающий аспирант не всегда может установленным способом защитить диссертацию — у кого-то это получается, он успевает, у кого-то не получается.

Второе, мы аспирантов во временные рамки вгоняем — есть ли в этом смысл или нет, трудно сказать. Скорее, нужно больше доверять кафедре, научным руководителям, аспиранту, потому что если у него одновременно трудности в фирме, где он работает, и мы с него требуем, то ясно, что он выберет фирму. Если человек не успевает сделать диссертацию за 3 года, то я не вижу особых сложностей или бед, если мы посмотрим на состояние его работы, на его намерения, драйв, желание сделать эту диссертацию и дадим ему возможность осуществить это желание через год, три, хоть десять лет. Организационную свободу дать надо, я считаю. Ну, числится человек 5—6 лет — не платите ему, и с него не берите платы, но дайте возможность защититься. Так делается всегда и везде.

Можно еще, конечно, заставить аспиранта присутствовать длительное время на кафедре. Но, если сейчас я рассчитываю, что он хотя бы работает по субботам-воскресеньям, во время отпуска, то тогда он всё бросит — как этот выбор осуществляется, учили еще Адам Смит и Маркс: потребности первого ряда преобладают.

Третье, трудности также связаны с командировками, точнее с тем, что аспиранты не могут изучать практику так, как следует, и не из-за отсутствия денег или того, что нам отказывают в организации практики, а потому, что аспиранты не выезжают из Москвы: они, опять-таки, работают.

В чем же сейчас методика работы с аспирантами?

— "Методика" состоит в том, что ты как научный руководитель все время дергаешь аспиранта, звонишь, просишь. Когда мы защищали когда-то диссертации, то издали кланялись научному руководителю — считали, что вот идет "небожитель", от которого всё зависит. Сейчас получается совершенно наоборот, и я еще кланяюсь в ряде случаев аспиранту, чтоб он хоть что-нибудь написал.

Какова же оптимальная роль научного руководителя?

— Научный руководитель, прежде всего, должен помочь при выборе научной темы, чтобы она была актуальной. Руководитель должен, конечно, знать литературу, конъюнктуру рынка.

Кроме того, руководитель должен направлять диссертанта и обеспечить определенный научный уровень работы, в частности, следить за тем, чтобы была определенная информационная база, была научная новизна, "приращение полезности". Идея руководства состоит в том, чтобы в конце процесса работы над диссертацией аспирант мог выйти за кафедру и сказать: "Вот такие три тезиса я вам хочу доказать. Раньше их не было, а вот я теперь доказываю это, это и это". Если он наберет материал на три новых тезиса, а больше и не надо, то уже будет замечательно.

Ну, и научный руководитель должен следить за тем, чтобы диссертация соответствовала требованиям ВАК. Если диссертация окажется плохая, то Ученый совет может быть закрыт. Я — член экспертного совета ВАК, и прекрасно знаю, что, если будет установлен плагиат, обнаружится отсутствие ссылок на опубликованные существенные работы или не будет надлежащей новизны, то диссертацию "зарубят".

Но, к сожалению, сейчас роль научного руководителя из научно-методологической превращается в роль человека, который заманивает и договаривается. Я не могу руководить, как раньше.

Можно выйти из этой ситуации в ближайшее время?

— Нет… Эта ситуация в обозримом будущем сохранится. В ГУ-ВШЭ платят относительно неплохо, но в целом по стране исследовательская работа оплачивается хуже, чем другие виды работ.

Каково положение науки в целом, таково и положение аспирантуры…

— Это непритягательная отрасль профессиональной деятельности для молодежи. Те, кто уже сделал себе профессиональную карьеру, стремятся получить кандидатские степени, но молодежи в условиях организационной несвободы это сложно.

Подготовила Татьяна Фомичева, Новостная служба портала

Ссылки

Вам также может быть интересно:

Какова ответственность эксперта?

На факультете права ВШЭ образована научно-исследовательская школа «Фундаментальные и прагматические правовые исследования института экспертизы» («Экспертика»). О целях и направлениях ее работы рассказывает научный руководитель школы, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия ВШЭ Анатолий Нестеров.

Криминалистика как часть образования

В прошедшем учебном году студентам факультета права ГУ-ВШЭ впервые был прочитан лекционный курс «Криминалистическое обеспечение исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции». О задачах и содержании спецкурса рассказывает профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Александр Шаталов.

"Защита — вовсе не страшное, а, наоборот, интересное мероприятие…" 7 вопросов об аспирантуре в Вышке трем новым кандидатам наук

Весной 2008 г. в ГУ-ВШЭ было защищено несколько кандидатских диссертаций. О том, трудно ли было учиться и, главное, защититься, мы поговорили с бывшими аспирантами, ныне — кандидатами наук Ириной Калуцкой, Ольгой Патоша и Василисой Платоновой.

Криминальная хроника и судебный репортаж. Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ / Под редакцией Г.Ю. Араповой

В издании представлены правовые нюансы работы журналистов по сбору, обработке и распространению информации на криминальную и правовую тематику, разъясняется правовой режим информации о совершении преступления на всех стадиях, начиная с расследования преступления и заканчивая архивными судебными делами. Книга предназначена для юристов, руководителей редакций СМИ, работников Пресс-служб правоохранительных органов и судов, журналистов, иных заинтересованных лиц.