На онлайн-курсах возникает «критическая масса» умных ребят
Заменит ли интернет-образование традиционные университеты? Где лекции читать тяжелее — в аудитории или перед камерой? Был бы Джордж Клуни убедителен в роли настоящего преподавателя? Ответы на эти вопросы дает декан факультета психологии ВШЭ Василий Ключарев, который читает на Coursera авторский курс по нейроэкономике.
«Мне было любопытно его подготовить, но я был на сто процентов уверен, что он не состоится», — говорит про свой курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» Василий Ключарев. Затея с Coursera была для него экспериментом, проводимым в весьма тяжелых условиях. Четырнадцать лет отработав в крупных европейских университетах и научных центрах, в НИУ ВШЭ Василий Ключарев пришел, чтобы реформировать испытывавший трудности факультет психологии. Всего за год на факультете появилось новое научное направление — нейроэкономическое, был создан Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, получивший современное оборудование, открылась магистерская программа по когнитивным наукам.
Но сомнения Василия Ключарева были связаны не только с нехваткой времени. Все же нейроэкономика — область знаний весьма специфическая и, казалось бы, не для широкой аудитории. Однако слушателей Coursera она заинтересовала.
записались на курс
посмотрели лекции
обсуждают курс на форуме
решили сдавать экзамен
Кто сказал, что массовость — это плохо?
Среди тысяч студентов — и биологи, и гуманитарии, и люди из бизнеса, которым интересно, что из нейробиологии можно использовать, например, в маркетинговых технологиях. «По сравнению с обычным «офлайновым» курсом мне ничего особо менять не пришлось, — уверяет профессор Ключарев. — Разве что сделал материал чуть-чуть проще, доступнее». В этом, кстати, помогли технические специалисты, которые переформатировали, дополнив визуальными эффектами, слайды, демонстрируемые во время лекций.
Противники онлайн-образования часто указывают на его дезорганизованность (по другую сторону экрана ведь тысячи студентов, за которыми не уследишь) и трудности с «обратной связью». Но массовость имеет и положительные эффекты, с которыми, изучая записи на форуме курса, столкнулся лектор: «Возникает «критическая масса» умных ребят, которые очень интересно самоорганизуются и инициируют необычные дискуссии, за которыми ты сам начинаешь следить». Спонтанно образуются группы по интересам и по странам, «продвинутые» слушатели помогают «чайникам» разобраться в ключевых понятиях науки: «Можно увидеть, как экономист задает вопрос по нейробилогическим методам, а другой слушатель, явно нейробиолог, тут же отвечает ему». Столь интенсивного обмена мнениями и мощного «фидбэка» в обычных условиях добиться нельзя.
Зачем преподавателю Coursera?
Главная мотивация преподавателя — в том, что публичные онлайн-курсы делают ему рекламу. Благодаря Coursera можно значительно расширить не только свою студенческую аудиторию, но и сеть профессиональных контактов. Коллеги регулярно оставляют Василию Ключареву отзывы в социальных сетях, и сам он попросил нескольких западных ученых, специалистов в соответствующих областях, записать на видео небольшие комментарии в дополнение к своим лекциям. Никто не отказал.
Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы. Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни?
«Для меня это превращается в микрошколу: я общаюсь со студентами и учеными, коллеги комментируют мои слайды, высказываются по интересным темам, — это все тоже бонусы, которых я от Coursera не ожидал», — говорит Василий Ключарев.
Тем, кто только берется за подготовку такого курса, он советует обязательно взять ассистента (одному преподавателю со всем объемом информации справиться невозможно) и заранее планировать время, необходимое для взаимодействия со слушателями на форуме.
And the Oscar goes to…
Курс на Coursera — это цикл заранее записанных лекций. И техническая сторона дела тут не менее важна, чем его содержание. Первый опыт записи для многих преподавателей оказывается шоком. «Я никогда не выходил с лекции таким уставшим, как после записи видео для Coursera, — рассказывает Василий Ключарев. — Трудность на физиологическом уровне — стоишь на одном месте, непонятно куда говоришь. Я-то во время лекций привык ходить, это даже стимулирует мыслительный процесс».
«Так как надо было проверять, нет ли помарок, мне пришлось отсматривать все видеозаписи — я впервые посмотрел на себя со стороны, — продолжает Василий Ключарев. — Это любопытный опыт — кадр за кадром смотреть, как и что я говорю, где удачно получается, а где нет. Я вижу кучу своих недостатков, но удивлен, как неплохо в результате все получилось».
На запись каждой лекции уходило в среднем по три часа. После всех отсмотров, редакторской правки и монтажа на Coursera загружалась часовая лекция.
Тяжелая работа для непривыкших к киносъемкам преподавателей. Возможно, лучше с ней справились бы актеры, читающие текст, или виртуальные персонажи? «Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы, — говорит Василий Ключарев. — Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни? Кто-то, возможно, хорошо, а кто-то — с недоверием. Все же если условный Клуни будет выводить математические формулы, он хоть что-то должен в математике понимать».
Гроза университетов
Если Джордж Клуни вряд ли отнимет у Григория Перельмана Филдсовскую премию, то вот MOOC (Massive Open Online Courses) могут существенно повлиять на развитие традиционного университетского образования. «До начала своего проекта на Coursera я был бóльшим скептиком относительно интернет-образования, — признается Василий Ключарев. — Я, наверное, ретроград. Люблю держать в руках бумажные книжки. И потом, я получал биологическое образование, на практических занятиях работал с животными, с препаратами. Но, может быть, новому поколению совсем неважно, где они видят преподавателя — на экране или в аудитории?»
Почти все теоретические курсы можно сделать онлайновыми, считает он. Возможно, в будущем учиться в университете будут не пять-шесть лет, а гораздо меньше: базовые курсы студенты будут осваивать в сети, а потом будут приходить к ученым за эксклюзивными знаниями.
Но одного преимущества традиционных университетов — возможности вести исследовательскую работу — онлайн-образование лишено. «А без исследовательской работы ты не выпускник», — уверен профессор Ключарев.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Ключарёв Василий Андреевич
Декан Факультета психологии
Вам также может быть интересно:
Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science
Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.
Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»
Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.
Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности
В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».
До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021
1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».
ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy
На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.
Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны
На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.
«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»
Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.
2 000 000
подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.
Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera
Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».
Ключарев Василий Андреевич
декан Факультета психологии