• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурный инструмент демократии

16 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла очередная встреча из цикла "Важнее, чем политика"; на сей раз — с поэтом и бардом Тимуром Шаовым.

Постоянные читатели портала знают: в то время как во внешнем мире бушуют финансовые, экономические, а то и политические кризисы, в Вышке периодически проходят встречи, объединенные общим названием "Важнее, чем политика". Их ведут научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин и профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Александр Архангельский. Программа организована университетом совместно с фондом "Либеральная миссия". Уже состоялись встречи со многими замечательными людьми: тут побывали Арсений Рогинский, Теодор Шанин, Ирина Карацуба, Татьяна Щербина, Тимур Кибиров, Роман Лейбов и другие. Темы выступлений обычно связаны с различными аспектами российской культуры, историей России, ее языком.

Встречу под названием "Авторская песня: культура демократии" с участием Тимура Шаова открыл Евгений Ясин, который говорил о том, что цикл "Важнее, чем политика" — это, прежде всего, разговор о культуре в самом широком смысле слова. "Культурное древо позволяет нам всем жить вместе, — сказал он. — И мы, чтобы сделать мир лучше, придумываем новые инструменты. Я уверен, что творчество Тимура Шаова — один из таких инструментов. Я человек сухой и современной музыкой интересуюсь мало: для меня бардовская песня окончилась на Владимире Высоцком и Окуджаве. Но когда я познакомился с Шаовым, то понял, что традиция не умерла. Тимур добирается до сердечной мышцы, вызывая те эмоции, которых нам так не хватает".

Затем слово взял Тимур Шаов. "Я очень рад, что меня пригласили в ваше замечательное и серьезное заведение, но должен отметить, что сам я человек, может быть, даже слишком ироничный, — сказал г-н Шаов. — Мне, конечно, приятно быть "социальным инструментом", но я всегда к себе относился с большой долей самоиронии. Я не философ — и когда пригласили, сразу вспомнил Остапа Бендера, сюжет про плодотворную дебютную идею. Конечно, культура демократии, как и демократия культуры, — вещи серьезные, и поэтому я буду о них не говорить, а петь, а вы задавайте вопросы".

После этого прозвучали композиции, посвященные теме вечера, российской демократии: открыли выступление песни "Выбери меня", "Патриотический марш", "О кризисе древнегреческой государственности" и посвященные российской жизни "Частушки-пофигушки". Было исполнено несколько песен об отношениях России с соседними странами: "Боржом и дружба народов" и "Транзитный поезд через Украину". Прозвучали и композиции о вечных российских вопросах: "О судьбе интеллигенции", "Отцы и дети", "По классике тоскуя". В своих песнях, касающихся злободневных тем, автор предается созерцанию финансовых потрясений и прочих "прелестей жизни" с присущими ему юмором и оптимизмом.

Из сказанного и пропетого Тимуром Шаовым мы узнали и о ряде занимательных фактов из его жизни и творчества. А именно:

  • что по национальности он черкес и женат на грузинке, мама которой умеет делать замечательное вино, но, увы, не умеет — "Боржоми";
  • что у него трое детей, одному из которых два года;
  • что его не пускают на телевидение, потому что он "не формат", но зато диски Шаова передаются из рук в руки и знакомы и жителям городов России, и эмигрантам в Израиле и США;
  • что у него обширный врачебный опыт и медицинское образование и что, будучи врачом, он постоянно путешествовал на поезде транзитом через Украину, где его пристально проверяли украинские таможенники.

Остальные же сведения о жизни и творческой биографии барда мы почерпнули из Википедии: родился Тимур Султанович в городе Черкесске 14 июля 1964 года, в 1981-м поступил в Ставропольский мединститут, а на шестом курсе сломал ногу и полгода провел в гипсе и — в сочинении песен. После окончания мединститута, в 1987-м, Тимур был направлен по распределению в родную Карачаево-Черкесию. Но не домой, в "столичный" Черкесск, а сельским врачом в станицу Зеленчукскую, где задержался на целых двенадцать лет. Сейчас он профессионально занимается авторской песней.

А закончился концерт в Культурном центре ГУ-ВШЭ традиционно для Тимура Шаова — песней "Все будет обалденно".

Интересные ссылки:

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки

Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Список литературы: исследования русской формальной школы

В новом выпуске рубрики «Список литературы» профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказывает о лучших исследованиях русской формальной школы.

Сотрясаемъ варьете

Как экспериментировали с искусством и жизнью люди Серебряного века.

Неудобная дата

Как трансформируется память об Октябрьской революции.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов

В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.

Современная британская музыка играет с прошлым

С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.