• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сервисы онлайн-знакомств помогают повышать самооценку и искать бизнес-партнеров

Как развивался онлайн-дейтинг, что мы стремимся найти, регистрируясь в Tinder, и сильно ли приукрашиваем себя, заполняя анкету, — на эти и другие вопросы ответила преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Ольга Соловьева в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Ее лекция стала заключительной в цикле «Медиа вчера, сегодня и завтра».

Французский социолог и философ Пьер Бурдьё предсказывал, что развитие технологий приведет к революции, подорвет основы нашего общества и изменит его. Мы видим, как технологии прямо сейчас влияют на нашу жизнь: мы становимся мобильнее, можем видеть и слышать то, что происходит в разных точках мира, и взаимодействуем с людьми почти в любое время. Кроме того, трансформируется приватное. События, отношения, семья — то, что считалось личным, теперь доступно благодаря социальным сетям. Визуальное становится наиболее значимым, к тому же получать информацию при помощи картинки гораздо проще, чем читать текст. Раньше для того, чтобы поделиться чем-то с друзьями, нужно было договариваться с ними о встрече, а сейчас 80% времени мы тратим на то, чтобы рассказать им о жизни через соцсети, месенджеры и другие каналы коммуникации. Вслед за дружбой видоизменяются и романтические отношения.

Рыночные отношения

Большинство исследований в сфере онлайн-дейтинга проходит через призму рынка, работающего по своим законам спроса и предложения. Мы изучаем профили, которые предлагает сайт, точно так же, как товары в магазине, быстро принимая решения и оптимизируя свои издержки во время своеобразного шоппинга.

При этом, наполняя собственный профиль, мы, зачастую неосознанно, применяем двухуровневую систему прогнозирования и представляем ту информацию, которая понравится потенциально перспективному для пользователя партнеру. Мы в каждый момент времени оцениваем выгоды и издержки общения. И следуя этому нехитрому уравнению, принимаем решение о дальнейшей судьбе развития отношений.

Как развивался онлайн-дейтинг

Первый сайт знакомств Match.com появился в США в 1995 году, и некоторое время был единственным игроком на рынке онлайн-знакомств. При регистрации необходимо было заполнить длинную и подробную анкету, а для того, чтобы посмотреть профили других пользователей, нужно было платить деньги. Сайт следовал определенным алгоритмам, согласно которым люди вероятнее всего понравятся друг другу, если имеют схожие интересы. Недавние исследования опровергают это утверждение. Так, первое впечатление и решение о потенциальном развитии отношений мы принимаем основываясь исключительно на внешних данных.

Годом позднее запустился сайт Adult FriendFinder, предлагающий опцию поиска партнера для сексуальных отношений.

В России первый сайт знакомств, «Мамба», возник в начале двухтысячных и в отличии от американских аналогов стал бесплатным. В течение нескольких лет в сфере онлайн-знакомств не происходило ничего революционного, кроме того, что в 2005 году в России появилась первая реклама онлайн-дейтинга LovePlanet на телевидении. То, о чем раньше было стыдно говорить, стало возможным рекламировать как остальные товары.

При этом рынок онлайн знакомств развивается, и принципиально иной подход был представлен в новом приложении Badoo: если раньше поиск людей был основан на их параметрах (рост, вес, цвет глаз, интересы, философские и политические взгляды), то теперь мы ищем партнера поблизости. Это упростило дальнейшую коммуникацию и сделало возможным организацию встречи с потенциальным партнером в максимально короткое время. 

Революция в онлайн-дейтинге произошла с появлением приложений Grindr (2009 год) и Tinder (2012 год). Уникальность этих сервисов в простоте использования: бесплатная базовая опция, быстрая регистрация, минимальное количество входных фильтров, а так же та самая возможность встретиться «здесь и сейчас».

Стыдные практики

В первое время отношение к онлайн-дейтингу было скорее негативным. Такая позиция нашла отражение, в том числе в массовой культуре: в одной из серий «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу демонстрирует крайнее возмущение, получив буклет, который приглашает ее зарегистрироваться на сайте знакомств.

Многим из нас стыдно признаться, что они пользуются сайтами знакомств. Бытует мнение, что регистрация на сайте знакомств — это признак отчаяния, отсутствия необходимых для знакомства в реальном мире социальных навыков. Кроме того, нас преследует идея о противостоянии рационального и эмоционального. Любовь считается возвышенным чувством, неподвластным разуму. Тот факт, что она может возникнуть в результате монотонного, пролистывания сотен профилей и технической оценки их по заданным параметрам, ставит под сомнение саму идею любви.

При этом, стигма постепенно стирается: в медиа появляются счастливые истории знакомства двух половинок в сети, а пользование приложений для знакомств становится распространенным явлением. Однако практики онлайн знакомств, к сожалению, не вызывают серьезного интереса со стороны исследователей. Согласно доступной статистике за 2012 год, 25% респондентов ответили, что рассматривают сайты и приложения как возможность познакомиться со своей второй половинкой, а 52% были настроены против и сказали, что предпочитают знакомиться в оффлайне.

Что такое Tinder

Исследователи приложений онлайн-знакомств апеллируют к термину location-based real-time dating (LBRTD), который полной мере характеризует то, что представляет собой Tinder. Это мобильное приложение, которое устанавливается на телефон и синхронизируется с профилем в Фейсбуке, поэтому не требует заполнения анкет — информация о работе, образовании, интересах, предпочтениях и друзьях подтягивает автоматически. У Tinder максимально упрощенный интерфейс. Все, что необходимо пользователю, — загрузить фотографии (не более 6 штук) и добавить описание не длиннее 500 слов. Поиск потенциального партнера осуществляется благодаря установленным параметрам: пол, возраст и расстояние, в пределах которого он находится. Основная идея приложения — это свайпинг, то есть пролистывание, «смахивание» кандидатов вправо для выражение симпатии или влево для пропуска. Если пользователи лайкнули друг друга, то образуется пара, и пользователи могут продолжить общаться онлайн или договориться о встрече.

Считается, что основная аудитория приложения — это молодежь, но можно говорить, что среди пользователей есть представители разных возрастных категорий. В данный момент приложение распространено в 196 странах мира. Согласно статистике, с 2013 года в Tinder было сформировано 10 миллиардов пар, и хотя основным мотивом использования как в Америке, так и в других странах, является поиск случайного партнера, а в сети все чаще появляются истории счастливых браков между людьми, встретившимися в Tinder.

Мотивация

Если проводить аналогии с пирамидой Маслоу, можно сказать, что Tinder удовлетворяет почти все наши потребности. Доминирующими являются потребность в романтических отношениях и сексуальном опыте, при этом Tinder позволяет найти друзей, отточить социальные навыки, потренироваться в флирте или просто узнать что-то новое. Частым мотивом также является попытка своеобразной терапии после расставания с партнером.

Кроме потребности в социализации пользователи удовлетворяют свое межкультурное и интеллектуальное любопытство. Находясь в путешествии за границей, мы можем зайти в Tinder и посмотреть, чем живут представители той или иной страны, чем интересуются, какие места посещают.

Существуют специфические и мотивы, которые характерны для пользователей из России, — это использование Tinder для практики иностранного языка, а также поиск бизнес-партнеров или соседей для совместной аренды жилья.

Теории самопрезентации

В разговоре о пользователях любых социальных сетей, а особенно сайтов онлайн-знакомств, неизбежно возникает тема самопрезентации. Существующие теории самопрезентации можно условно разделить на две группы: самопрезентация для себя и самопрезентация для других. Американские социологи Джордж Герберт Мид и Чарльз Кули рассматривали самопрезентацию как средство формирования Образа-Я. Вступая с кем-то во взаимодействие, мы формируем определенный образ себя и тестируем его на других.

Американский социолог Ирвин Гофман говорит о том, что самопрезентация является средством организации собственного поведения. Мы примеряем определенные социальные роли и шаблоны, которые увидели до этого, и которые, как нам кажется, подходят конкретной ситуации. Гофман, Мид и Куле считают, что самопрезентация не просчитывается стратегически: мы не планируем заранее делать то или иное движение, а следуем какому-то внутреннему пониманию себя.

Американский психолог Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса, напротив рассматривал самопрезентацию как стратегическую необходимость. Он утверждал, что самопрезентации нужна для устранения этого самого когнитивного диссонанса: у нас есть представление о себе, и окружающие должны подтвердить, что все так и есть на самом деле.

И себя показать

Сейчас социальные сети максимально приближены к реальной жизни, и для того, чтобы примерить на себя какую-то другую личность, придется приложить некоторые усилия.

Исследователи выделяют три больших компонента нашей личности:

  • Истинный Я — то, каким я себя воспринимаю в настоящий момент времени;
  • Должный Я — тот человек, которым я должен быть, исходя из моей работы, учебы, каких-то других обязательств;
  • Идеальный Я — наша улучшенная версия, к которой мы стремимся.

Говоря о социальных сетях, также выделяют Правдивое-Я, или true self. Когда пользователь думает о том, какую часть себя стоит презентовать в Tinder, у него есть определенная предпосылка. Если целью является дружба, то скорее всего пользователь не станет врать, но если пользователь ищет случайных связей или хочет повысить самооценку, то вероятность обмана велика.

Первое, что мы видим в профиле, когда находим кого-то в Tinder — это фотография. Фото является репрезентацией себя и нарративом через визуальный компонент. Через набор из 6 фотографий в профиле мы рассказываем историю о том, что для нас важно, где мы были или любим бывать, и к каким социальным практикам мы склонны.

Однако, по мнению американских исследователей, то, что мы транслируем через профиль Tinder, часто расходится с тем, что мы обдуманно высказываем, когда пытаемся проанализировать, зачем мы здесь и что для нас важно. Сами пользователи объясняют это так: «Мне бы очень хотелось, чтобы мой потенциальный партнер имел работу, но я не могу об этом прямо написать. Поэтому я пишу, что хочу, чтобы у моего потенциального партнера было чувство юмора, чтоб ему нравились какие-то фильмы, книги, которые нравится мне».

Текущее исследование

Сегодня мы можем выделить несколько своеобразных клише самопрезентации в приложении: типы информации, которые встречаются особенно часто:

  • я путешествую/занимаюсь спортом (человек показывает себя через собственные увлечения);
  • у меня есть друзья (не селфи — пользователя кто-то сфотографировал; на фото присутствуют другие люди);
  • я достиг(ла) многого и знаю, чего хочу (люди с аргументированной позицией того, зачем они пришли на сайт знакомств и чего они хотят от потенциального партнера);
  • хочешь узнать больше – посмотри самостоятельно (этот подход очень характеризует молодежь. Нет никакой информации о пользователе, только ссылки на профили в соцсетях);
  • мой вес и рост (возможная мотивация: «я не хочу, чтобы ты был сильно выше меня, когда я не на каблуках»);
  • готов(а) создать семью (пользователи, которые надеются построить романтические отношения);
  • i party (люди, изображенные на каждом снимке в контексте вечеринки, жизнерадостные, веселые);
  • романтик (не пишут напрямую, но показывают свое отношение, пишут о мироощущении и отношении к жизни);
  • провокатор: я ужасен(на), готов(а) ли ты к этому? (потенциальный партнер должен обладать навыками расшифровки и декодирования информации и понять, что за внешним фасадом кроется глубокий внутренний мир);
  • я здесь случайно, и это абсурдно.

Завершая лекцию, Ольга Соловьева поделилась планами исследования, в котором кроме нее также принимают участие доцент ВШЭ Ольга Логунова и руководитель направления исследований в соцмедиа Ipsos Comcon Павел Лебедев.

Исследование ведется при помощи метода кейс-стади, уже сейчас собрана информация о 400 профилях пользователей от 20 до 40 лет. Все профили кодируются по определенным характеристикам, в ходе исследования будет оцениваться визуальная составляющая и то, как себя описывает пользователь (на что он делает акцент, какие категории использует). Цель исследования — выяснить, как выстраивают самопрезентацию пользователи Tinder в Москве.