• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что говорят выпускники МП «Физика» о своей программе

Что говорят выпускники МП «Физика» о своей программе

© iStock

Магистерская программа «Физика» реализуется на базовых кафедрах факультета физики в Институтах РАН, что обеспечивает мировой уровень профессионального обучения магистрантов и их включение в научно-исследовательскую работу на передовом крае современной науки. О том, как поступить и зачем учиться на программе, выпускники МП «Физика» рассказали новостной службе портала.

Александр Лукин, преподаватель факультета физики, аспирант Базовой кафедры физики космоса Института космических исследований РАН 

Я аспирант первого года обучения на базовой кафедре ИКИ РАН, занимаюсь физикой космической плазмы, в основном околоземной. Закончил бакалавриат физфака МГУ, кафедра физики космоса.

Я пошел в ВШЭ по нескольким причинам. Во-первых, был конфликт интересов на кафедре в МГУ, тогда я параллельно занимался физикой плазмы в ИКИ и космическими гамма-всплесками в МГУ. Я хотел заниматься только физикой плазмы и, по сути, вариантов работать по данной тематике на моей прошлой кафедре не было. Во-вторых, я уже два года работал в ИКИ – а у Вышки одна из кафедр как раз базировалась в ИКИ. Ну и было интересно, что получится у ВШЭ - по опыту ФКН казалось, что факультет должен получится вполне успешным. На самом деле, я довольно долго выбирал, куда пойти. В итоге меня уже зачислили в МГУ, пришлось сначала отчислиться – а потом принести оригиналы в ВШЭ.

Поступить оказалось несложно, поскольку шел первый набор, плюс у меня было объемное портфолио. Но, я думаю, это частный случай, поскольку я рано начал работать в науке (отсюда и портфолио).

На мой взгляд, основная часть поступления – это собеседование. Если студент хочет работать в одном из базовых институтов и заниматься наукой – проблем возникнуть не должно (при условии, что есть приемлемая база знаний по физике и математике).

Среди самых ярких преподавателей факультета могу назвать Постнова Константина Александровича (астрофизика), Сазонова Сергея Юрьевича (астрофизика высоких энергий) и Шкляра Давида Рувимовича (нелинейные волны в плазме). Все трое хорошо доносят материал и могут заинтересовать предметом.

Для меня было важно, чтобы учеба не съедала все время в магистратуре, и я имел возможность заниматься наукой – в ВШЭ с этим все хорошо

В данный момент я работаю с несколькими сотрудниками ИКИ - Петруковичем Анатолием Алексеевичем, Артемьевым Антоном Владимировичем, Васько Иваном Юрьевичем и Юшковым Егором Владиславовичем. Мы занимаемся вопросами космической плазмы, в особенности структурой магнитопаузы Земли (этому будет посвящена моя кандидатская диссертация) – границей земной магнитосферы, динамикой токовых слоев в магнитосфере Земли и резонансным взаимодействием волн и частиц. Работа выполняется под руководством Анатолия Алексеевича Петруковича, с которым мы успешно работаем уже четыре года. Кроме того, большой вклад вносят сотрудники ИКИ Артемьев А.В. (Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе), Васько И.Ю (Университет Калифорнии в Беркли) и сотрудник Института Космическим Исследований Австрийской Академии Наук Панов Е.В., с которыми мы уже написали ряд работ, посвященных магнитосферной тематике.

Я решил пойти в аспирантуру, когда понял, что хочу заниматься наукой (наверное, на 3-4 курсе бакалавриата). Вопрос стоял только в том, куда именно пойти. В итоге, после положительного опыта в магистратуре, я решил остаться в ВШЭ. К тому же Вышка предлагает высокую стипендию в академической аспирантуре.

На МП «Физика» ждут бакалавров и специалистов – выпускников физико-технических факультетов, нацеленных на научные исследования. Им предлагается два вида образовательных треков: академическая траектория, или «длинная аспирантура» (с дальнейшим обучением в аспирантской школе НИУ ВШЭ по физике, защитой кандидатской (PhD) диссертации, а затем научной работой в статусе постдока) и прикладная, «поисковая», траектория (не предполагает обучения в аспирантской школе по физике после окончания магистратуры).

Кристина Бакланова, преподаватель факультета физики ВШЭ, аспирантка Базовой кафедры физики конденсированных сред Института физики твердого тела РАН

Я окончила Тверской государственный университет, обучалась на кафедре сегнето- и пьезоэлектриков. Примерно на третьем курсе начала задумываться о смене вуза, поскольку хотела продолжить занятия наукой. Но, к сожалению, финансирование региональных вузов оставляет желать лучшего, что сказывается не только на состоянии лабораторий, но и на обстановке в целом. Думаю, такая ситуация многим знакома.

Вариантов для поступления было достаточно: у преподавателей вузов есть свой тесный круг общения, основанный на профессиональной деятельности, и поступить в магистратуру обычно не составляет большого труда. Но в тот момент открывался факультет физики ВШЭ. Я решила съездить на зимнюю школу, и так определилась моя дальнейшая учебная судьба.

Все как-то хорошо сложилось: на летней школе я познакомилась с моим будущим научным руководителем, с которым мы впоследствии поддерживали контакт до поступления в магистратуру. Меня постепенно «вводили в курс дела», давали необходимую литературу, статьи, рекомендации по поступлению. Так я оказалась в магистратуре ВШЭ на кафедре квантовых технологий.

В дальнейшем с легкостью поменяла кафедру, не встретив никакого сопротивления, и мое решение поддержал декан. В итоге начала заниматься фотонными кристаллами в Институте физики твердого тела (ИФТТ РАН) под руководством Павла Владимировича Долганова и продолжаю свои исследования в аспирантуре. Очень здорово, что факультет уделяет внимание профессорскому составу, и в итоге лекции читают те люди, которые непосредственно занимаются этой областью исследований, то есть вы получаете знания, не оторванные от реальности.

Если говорить в целом об университете, то у студентов есть разные «плюшки» от повышенной стипендии до скидок на абонементы в спортзал. Работает бесплатный центр психологической поддержки, множество студенческих организаций. Для меня очень важным оказался тот факт, что в ВШЭ существует некий дух свободы: толерантность по отношению к тому, как ты выглядишь, к взглядам на жизнь и т.п., а также чувство защищенности у студентов. Можно оспорить оценку, мнение студента по поводу учебного процесса не на последнем месте, идут навстречу при изменении учебного плана.

На факультете физики принята базовая система обучения: на базовых кафедрах факультета и в лабораториях Институтов РАН – партнерах НИУ ВШЭ. Это дает прямой доступ студентам к современному оборудованию и позволяет им погрузиться в реальную научную среду. Там же, на базах, продолжают работу над диссертацией успешные магистры, поступившие в академическую аспирантскую школу ВШЭ по физике. Базовая система обучения в магистратуре факультета физики соответствует обоим магистерским трекам: длинной аспирантуре или поисковой траектории. Формальное распределение магистрантов на тот или другой образовательный трек происходит по результатам первого года обучения в магистратуре.

Обучение в магистратуре сопровождается стажировками студентов в ведущих зарубежных университетах и научно-исследовательских центрах. Выпускники магистерской программы «Физика» становятся специалистами высшей квалификации с перспективами академической карьеры в лучших университетах мира.