• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Case study: проект «Цифровые субтитры» разрабатывает технологию инклюзивной образовательной логистики

Евгений Капышев, магистрант ИМИ НИУ ВШЭ «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», вместе со студентами второго и третьего курсов Института «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ Артемием Мазаевым и Семёном Гуляевым, разрабатывают уникальный софт для студентов и преподавателей с ограниченными возможностями по слуху.

Программа «Цифровые субтитры» способна распознавать речь лектора на занятиях и переводить её в текст, а также позволяет студентам устно обратиться с вопросом к лектору и получить ответ. Программа предполагает диалоговую систему. Помимо текстовой трансляции лекции, студенты могут с помощью софта задавать свои вопросы, которые «высвечиваются» у лектора в отдельной колонке.

Евгений Капышев, будучи инвалидом по слуху, не понаслышке знаком с потребностями особенных студентов. Уже несколько лет он успешно занимается разработкой инклюзивной технологии образовательной логистики. И эти усилия дают свои плоды. Так, студенты с особенностями восприятия, протестировавшие технологию, назвали ее очень перспективной и способной существенно облегчить им жизнь. Проект получил одобрение не только потенциальных пользователей, но и экспертов рынка. На IX конкурсе инновационных проектов HSE (Tech Cup) Фонда поддержки инновационного предпринимательства 2017 года он занял четвёртое место.

«Мы написали алгоритм, который «общается» с «Яндексом». Передаётся аудио, «Яндекс» его обрабатывает и возвращает нам ответ в виде текста. Преподаватель может, обращаясь к компьютеру, задать программе голосовую команду. Например, «есть вопросы?» или «ваши вопросы». Компьютерный голос зачитывает по очереди вопросы. Лектор, заканчивая ответ на первый вопрос, даёт следующую команду: «Следующий вопрос». Программа озвучивает следующий вопрос. И так пока вопросы не закончатся. Изобретение само предупредит лектора голосовым сообщением, что вопросов больше нет»,- описывает работу «Цифровых субтитров» Артемий Мазаев.

По словам разработчиков, перед ними сейчас стоят две важные задачи: повысить качество «перевода» голоса в текст для студентов и качество воспроизведения текста в звук для преподавателя. Для этого команда планирует разработать специальную нейронную сеть, способную отправлять данные не в облако, а непосредственно преподавателю и готовую подстраиваться под конкретного педагога.

Внедрять своё ноу-хау создатели планируют в школах, образовательных учреждениях и университетах. Стоимость программы составит порядка 15 000 рублей в месяц. Предполагается, что платить за софт будут университеты, а студенты смогут скачивать бесплатное приложение, через которое и будут задавать свои вопросы лектору, а также читать текстовую трансляцию.