• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Итоги Social Accelerator

9 декабряв состоялась пресс-конференция «Обучение социальных предпринимателей: опыт Москвы», посвящённая подведению итогов первой московской программы акселератора для социальных стартапов «Social Accelerator», организованной при поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы» центром молодежного предпринимательства НИУ ВШЭ HSE{Startup} в сотрудничестве с сообществом STARTUP WOMEN.


Спикерами конференции выступили Анастасия Тюрина, директор Управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ, Мария Косенкова, со-основатель и генеральный директор Startup Women, Александр Гнатенко, ведущий специалист отдела образовательных программ ГБУ «Малый бизнес Москвы», Андрей Комиссаров, серийный социальный предприниматель, руководитель образовательных проектов Mosaicum и iPlayMBA. 

Самые жаркие дискуссии участников пресс-конференции вызвало обсуждение вопросов о формах поддержки социального предпринимательства в Москве, а также будет ли меняться государственная поддержка социального сектора бизнеса в период кризиса. Интересной и полезной оказалась также информация об опыте развития социальных проектов в российских регионах, примерах успешных моделей социального бизнеса в больших и малых городах России.

Говоря об итогах реализации программы развития Центров молодежного предпринимательства в городе Москва, Александр Гнатенко, ГБУ «Малый бизнес Москвы», отметил, что  в 2014 году достигнуты значительные успехи не только в решении задачи вовлечения молодежи в предпринимательство, чему были посвящены программы Центров в предыдущие годы.  По словам А.Гнатенко, «в работе Центров произошел настоящий прорыв: всего за год проведены несколько десятков образовательных программ, направленных на развитие бизнес-компетенций начинающих предпринимателей, некоторые Центры, как например, HSE{StartUp} в Высшей школе экономики внедрили новые форматы акселерации и консультационной поддержки команд молодых предпринимателей. Все это дало свои результаты – меньше чем за год при поддержке Центров созданы 42 новые компании, которые сейчас активно наращивают продажи и будут развиваться дальше, принося доходы в казну. Так что мы намерены продолжать развивать работу  Центров молодежного предпринимательства и дальше».

Анастасия Тюрина, НИУ ВШЭ, подчеркнула, что популярность социального предпринимательства активно растет и в Москве, и в регионах. Однако различий в направлениях социального бизнеса практически не существует, проблемы в стране зачастую общие – нехватка детских садов и развивающих программ для детей и подростков, оказание поддержки людям пенсионного возраста, социализация людей с ограниченными возможностями. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе более 17 000 малышей ожидают своей очереди в детский сад, и Правительство округа нашло решение этой проблемы через субсидирование проектов детских садов по модели франчайзи. Важно отметить, что средний период окупаемости такого социального бизнес-проекта – 9 месяцев.  В Перми в свое время был сделан акцент на вовлечение молодежи в творческие индустрии, был создан Пермский центр дизайна, проводятся фестивали и культурные мероприятия.

Мария Косенкова, StartupWomen, как идеолог программы Social Accelerator, рассказала, что главной задачей курса было сформировать четкое представление авторов проектов о том, как они смогут обеспечить свою финансовую устойчивость. «В сжатые сроки нам нужно было показать результативность – за 4 недели мы должны были пройти от идеи до зрелых проектов. Основной упор в программе был сделан на маркетинг, продажи, тестирование разных вариантов привлечения доходов. Важным блоком программы являлась также проработка возможных источников привлечения спонсорской и государственной поддержки социальных проектов, что на старте для большинства проектов является необходимым для выживания».

На вопрос о том, как повлияет кризис на социальный бизнес, Андрей Комиссаров, Mosaicum, ответил позитивно: «Кризис ограничивает средства, но не ограничивает возможности. Ограниченные средства – это лимиты, в которых проще творить. Всегда важно помнить, что социальное предпринимательство – это сообщество, и мы легко сможем работать по схеме revenue share -  разделять расходы и оставаться в прибыли».

О программе социального акселератора НИУ ВШЭ:

Social Accelerator – первая программа акселерации, организованная специально для проектов сферы социального предпринимательства центром молодежного предпринимательства НИУ ВШЭ в партнерстве с профессиональным сообществом женщин-предпринимателей StartupWomen, при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г.Москвы и ГБУ "Малый бизнес Москвы".

Программа проходила в период с 15 ноября по 9 декабря 2014 года. Главная цель программы акселератора – подготовить к запуску или развить начинающие проекты социального бизнеса как финансово-устойчивые компании. В акселератор принимались проекты на разных стадиях развития - от идеи до стадии первых продаж.

Из конкурсных 80 заявок в акселератор были отобраны 20 проектов. 18 из них прошли программу в полном объеме и представили свои проекты на суд профессионального жюри в рамках демо-дня 9 декабря 2014 года. Пять проектов (Mosaicum, Ясна ЯраEskimoLet me work, Zemlya) на момент окончания программы обеспечили себе первые продажи своих продуктов и услуг.

Сферы деятельности проектов социального акселератора: программы дополнительного образования для детей и подростков, профессиональное образование, производство и сбыт продукции творческих индустрий (хэнд-мэйд, национальные костюмы), социальная адаптация людей с ограниченными возможностями, медицинская реабилитация и системы мониторинга состояния здоровья (массовые заболевания – инсульт, сахарный диабет и т.п.), программы психологической поддержки, спортивная подготовка и оздоровление детей и взрослых.

Основатели и участники проектных команд, прошедшие обучение по интенсивной программе акселерации, представили свои наработки на суд экспертного жюри, в состав которого вошли 12 экспертов Фондов, поддерживающих социальное предпринимательство, представители ГБУ «Малый бизнес Москвы», инвесторы и бизнес-ангелы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТАХ АКСЕЛЕРАТОРА

Деятельность всех представленных проектов можно разделить на 4 блока. Среди проектов в сфере «мода» ярким и выделяющимся стал проект «Eskimo Store», рождающий сотворчество на единой площадке вязальщиц из различных уголков страны и модных дизайнеров, результатом которого стало производство стильных и теплых шапок, снудов и варежек с уникальным дизайном и из качественных материалов.

Образование всегда в тренде. И одноименный блок был представлен большим количеством проектов, среди которых особенное внимание гостей привлекла идея Андрея Комиссарова «iPlay MBA» - целевое бизнес-образование, реализующее подготовку и трудоустройство молодых кадров путем применения игровых тренажеров по заданным конкретными работодателями бизнес-навыкам.

Проект группы студентов НИУ «Высшая школа экономики» по социализации и трудоустройству людей с ментальной инвалидностью «Let me work» уже доказал свою эффективность: на третью неделю участницы акселератора трудоустроили девушку с диагнозом ДЦП.