• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На грани возможного, по грани дозволенного

18 мая исполнилось 80 лет профессору кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Андрею Здравомыслову.

Андрей Григорьевич родом из той эпохи, о которой сегодняшние студенты знают только по книжкам и фильмам. Он пережил сиротство, голод  и блокаду, во время Великой отечественной войны не раз был на грани смерти. Чудом остался в живых 19 сентября 1941 года, когда в его квартиру попала бомба. «В это время сформировалось чувство риска, - вспоминает Здравомыслов, - ощущение и осознание того, что человек живет один раз, и нельзя все время думать о том, как бы выжить. Способность к риску выражалась в том, что я балансировал на грани возможного».

После войны Андрей Григорьевич пять лет пролежал в больнице с туберкулезом позвоночника и поступил на философский факультет Ленинградского университета заочно, потому что не мог ходить. Позже, восстановив здоровье, он с большим трудом перевелся на дневное отделение.

В ту эпоху социологом было не принято представляться, да и само слово «социология» вошло в научный обиход гораздо позже. В первой половине 1950-х годов, будучи студентом пятого курса, Здравомыслов поработал секретарем комитета комсомола ткацко-красильной фабрики имени Желябова, где трудились одни женщины, и это оказалось для него первым опытом социологического наблюдения и гендерного исследования.

Вместе со своим ровесником Владимиром Ядовым Здравомыслов создал в ЛГУ Лабораторию социологических исследований, работу в которой считал «освобождением от рутины преподавательской деятельности». Одним из первых исследований, проведенных лабораторией, был анализ зависимости бюджета времени рабочих цеха штампов и приспособлений Кировского завода от таких факторов, как пол, возраст, уровень образования и проч.

Здравомыслов никогда не считал себя диссидентом, но в науке, по его собственному признанию, всегда старался пройти по грани дозволенного. Возглавив кафедру философии в Ленинградской высшей партийной школе, он организовал исследование в районных парткомах, изучая бюджет времени партийных работников. В 1969 году в книге «Методология и процедура социологических исследований» он привел данные о бюджете времени партийного работника, за что был вызван на ковер в Смольный, - ведь методы и технологии партийной работы нельзя было разглашать даже в научных целях.

В 1990 году, еще до создания ВЦИОМа, Здравомыслову удалось провести опрос об отношении населения к политическим институтам и политическим лидерам, и в результате на стол высшего руководства легли данные о рейтинге Михаила Горбачева и демократов, которые уже тогда были не в пользу действующей власти. Позже Здравомыслов занялся социологией конфликта, изучал осетино-ингушский конфликт, полгода работая во Владикавказе и Назрани.

На вопрос о том, какое достижение он считает самым главным в своей биографии, Андрей Григорьевич ответил так: «То, что я избрал социологию поприщем своей деятельности. Это позволило совершить своего рода переход к иной методологии мышления - от абстракций, принимаемых на веру, к конкретному исследованию реальности. Мне повезло в жизни в том отношении, что я был одним из первых среди советских социологов, кто освоил довольно сложные теоретические системы».

Сегодня Андрей Здравомыслов - главный научный сотрудник Института социологии РАН, пожизненный член Международной социологической ассоциации. На факультете социологии ГУ-ВШЭ вместе с Владимиром Ядовым, Николаем Лапиным и Леокадией Дробижевой он представляет старшее поколение российских социологов.

Поздравляем!