• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интеллектуальная собственность

Основной целью мероприятий раздела 1.3. ПРИИ является совершенствование механизмов правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности в ВШЭ.

Основной вектор политики любого учебного заведения в области интеллектуальной собственности задается необходимостью обеспечения баланса между двумя разнонаправленными целями.

С одной стороны, социальная миссия любого университета заключается в распространении научных знаний, обеспечении полноценных научно-исследовательских процессов, которые возможны лишь при условии свободы обмена научными знаниями, обеспечении полноценных проверок выдвинутых гипотез и теорий любым заинтересованным лицом. Уровень обеспечиваемых стандартов научного исследования непосредственно коррелирует степени открытости его результатов для публичного обсуждения. Реализации указанной цели способствует отказ от монополизации результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение к ним свободного доступа, предоставление сотрудникам ВШЭ возможности свободно публиковать результаты проектов, проведенных при организационном либо финансовом содействии университета.

С другой стороны, ВШЭ является участником конкурентного рынка интеллектуальных продуктов и услуг, предъявляющего иные требования к результатам интеллектуальной деятельности. Прежде всего, потенциальные потребители интеллектуальных услуг заинтересованы в обеспечении им возможностей коммерческого использования полученных результатов, которое в силу особенностей объекта возможно, как правило, при условии их монополизации. Соответственно, предоставление им исключительных прав на результат представляет собой, как правило, необходимое условие.

Далее, ВШЭ заинтересовано в получении материальной отдачи от проводимых научных исследований, как минимум, чтобы обеспечить научно-исследовательские и образовательные процессы необходимыми ресурсами, оборудованием, иными материально-техническими средствами, обеспечить достойное материальное вознаграждение авторам результатов интеллектуальной деятельности, иным сотрудникам ВШЭ, финансово обеспечить систему стимулирования научной активности в ВШЭ. Наконец, финансовая успешность университета как поставщика интеллектуальных услуг имеет важное репутационное значение.

Необходимость обеспечения позиции ГУ-ВШЭ как крупного игрока на рынке интеллектуальных услуг требует закрепления за университетом исключительных прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности (в том числе для целей дальнейшей их передачи заказчику), а следовательно – монополизацию указанных результатов.

Реализация разнонаправленных интересов требует выработки сбалансированной позиции по всем ключевым вопросам, связанным с обеспечением правовой охраны и использованием объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в ГУ-ВШЭ, а также распоряжением правами на них. Именно этот принцип является ключевым в нашей работе по формированию отдельных звеньев системы правовой охраны и обеспечения гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности ВШЭ.


Актуальные задачи, определяющие необходимость создания механизма охраны и управления ИС ВШЭ, а также задающие его конфигурацию:

  • обеспечение устойчивых конкурентных позиций ГУ-ВШЭ на рынке интеллектуальных продуктов;
  • обеспечение условий для коммерциализации коммерчески привлекательных результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД);
  • минимизация рисков предъявления к ГУ-ВШЭ претензий, связанных с неправомерным использованием РИД, права на которые принадлежат третьим лицам; обеспечение юридических возможностей использования таких результатов в деятельности ГУ-ВШЭ;
  • обеспечение условий для выполнения условий договоров и государственных контрактов о передаче прав на создаваемые РИД;
  • упорядочение отношений по поводу использования РИД, создаваемых работниками ГУ-ВШЭ; минимизация неопределенности в распределении прав на такие результаты между работниками и Университетом, а также связанных с нею конфликтов интересов (в том числе при использовании РИД, созданных одним структурным подразделением в деятельности других подразделений);
  • централизация учета информации о создаваемых РИД и правах на них для обеспечения эффективности управления интеллектуальным потенциалом ГУ-ВШЭ;
  • выполнение обязательных требований законодательства об обеспечении правовой охраны РИД, создаваемых за счет средств федерального бюджета;
  • защита имущественных и личных неимущественных интересов ГУ-ВШЭ и его сотрудников, связанных с использованием ИС.

Основные цели и принципы политики ГУ-ВШЭ в области интеллектуальной собственности

Следует указать на следующие цели и принципы политики ГУ-ВШЭ в области интеллектуальной собственности, которые должны находить сбалансированное выражение при формировании механизм охраны интеллектуальной собственности ВШЭ:

  1. содействия свободному распространению идей и знаний, обеспечения максимальной открытости науки и доступности результатов научно-исследовательской деятельности;
  2. обеспечения максимальной свободы научно-исследовательской и образовательной деятельности;
  3. создания условий и стимулов для осуществления научно-исследовательской деятельности и приобретения новых знаний; создания условий для повышения качества образовательных услуг;
  4. создания системы четких правил, регламентирующих отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в ГУ-ВШЭ; устранения неопределенности в распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности между университетом, непосредственными создателями таких результатов и подрядчиками (исполнителями), а также связанных с этим конфликтов интересов;
  5. обеспечения условий для соблюдения и защиты интеллектуальных прав ГУ-ВШЭ, работников, обучающихся и третьих лиц;
  6. обеспечения устойчивых конкурентных позиций ГУ-ВШЭ на рынке интеллектуальных продуктов; обеспечения ГУ-ВШЭ возможностей коммерческого использования создаваемых в ГУ-ВШЭ результатов интеллектуальной деятельности;
  7. обеспечения справедливого распределения дохода, получаемого от использования создаваемых в ГУ-ВШЭ результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения правами на указанные результаты между ГУ-ВШЭ и непосредственными создателями результатов интеллектуальной деятельности; соблюдения прав автора результата интеллектуальной деятельности на вознаграждение;
  8. создания условий для соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об обеспечении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, выполнения обязательств, стороной которых является ГУ-ВШЭ, а также для минимизации рисков, связанных с нарушением прав и законных интересов университета либо третьих лиц.

Условия успешной реализации проекта по формированию эффективного механизма правовой охраны интеллектуальной собственности ВШЭ

Рис. 2. Составляющие механизма правовой охраны ИС ВШЭ.


Эффективный механизм правовой охраны и управления ИС ВШЭ должен иметь, как минимум, несколько обязательных составляющих, указанных на рисунке 2. Следует учитывать, что это минимальный набор, который может дополняться также:

  • механизмом управления конфликтами интересов;
  • механизмом обеспечения «чистоты» создаваемых результатов интеллектуальной деятельности;
  • системой мониторинга нарушений исключительных прав ВШЭ;
  • системой защиты прав ВШЭ на результаты интеллектуальной деятельности;
  • процедурами рассмотрения жалоб о&Nbsp;нарушении сотрудниками ВШЭ исключительных прав третьих лиц;
  • правилами использования наименования, коммерческих обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания ГУ-ВШЭ;
  • правилами использования ресурсов ГУ-ВШЭ для создания результатов интеллектуальной деятельности;
  • правилами разрешения внутренних споров в области ИС и др.

При этом разработка и внедрение указанных составляющих подчиняется определенной логике. Так, бессмысленно внедрять механизм закрепления прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности в отсутствие механизма выявления таких результатов, а также оценки целесообразности закрепления исключительных прав на них за ВШЭ. Также вряд ли будет осмысленным внедрять механизм распоряжения правами ВШЭ на результаты интеллектуальной деятельности в отсутствие механизма их закрепления.

В этой связи мы сочли целесообразным придерживаться следующей последовательности действий при создании механизма правовой охраны и управления ИС ВШЭ (см. рис. 3). В развернутом виде последовательность мероприятий по формированию механизма правовой охраны ИС ВШЭ отражена в Плане мероприятий посовершенствованию системы управления интеллектуальной собственностью ГУ-ВШЭ на 2010-2012 годы (в рамках мероприятия 1.3.1., 1.3.2., 2.3.1. (3) Программы РИИ ГУ-ВШЭ).

Рис. 3. Общая логика формирования механизма правовой охраны ИС ВШЭ.


Наконец, отметим, что создаваемый режим правовой охраны ИС ВШЭ должен работать не на «ручном управлении», не ad hoc (например, по специальному поручению органов управления ВШЭ), а в  автоматическом режиме, к чему есть ряд серьезных оснований.

Прежде всего, следует учитывать, что наиболее важные предпосылки для закрепления прав на результат интеллектуальной деятельности закладываются на стадии планирования проекта и юридического оформления отношений сторон, участвующих в проекте. В то же время коммерческий потенциал результата интеллектуальной деятельности часто становится очевидным лишь после того, как результат создан. На этой стадии предпринимать меры по o;защите интересов ВШЭ, как правило, уже поздно.

Собственно, именно с этой проблемой нам приходится сталкиваться чаще всего, оценивая по просьбе отдельных подразделений ВШЭ перспективы обеспечения правовой охраны созданных ими интеллектуальных продуктов: соответствующие договоры уже заключены и вести переговоры о распределении прав на создаваемые объекты уже поздно.

Тема охраны ИС ВШЭ должна обязательно учитываться в рамках любых процедур планирования работ, предполагающих создание результатов интеллектуальной деятельности, в том числе при ведении переговоров ВШЭ с внешними партнерами. Должно быть обеспечено своевременное выявление охраноспособных результатов и оформление минимально необходимого набора документов (если закрепление прав будет признано целесообразным).

1 этап реализации программы ПРИИ по направлению «интеллектуальная собственность»

К числу важнейших результатов реализации Программы следует отнести разработанные проекты базовых руководящих документов, определяющих основные принципы политики ВШЭ в области интеллектуальной собственности:

  • Положение об основных принципах политики ВШЭ в области интеллектуальной собственности;
  • Положение об основных принципах политики ВШЭ в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Проекты указанных документов разработаны по образцу аналогичных документов, регламентирующих соответствующие вопросы в ведущих зарубежных университетах, в том числе:

  • Harvard University;
  • Stanford University;
  • Princeton University;
  • University of Cambridge;
  • Yale University;
  • University of Oxford;
  • Université Paris Sorbonne;
  • Australian National University;
  • Der Universität zu Köln;
  • Universität Zürich и других.

Всего учтен опыт более 80 ведущих зарубежных университетов, в том числе университетов США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии, Казахстана и др., включая даже такие экзотические и непоказательные с точки зрения защиты интеллектуальной собственности университеты, как университет Республики Ботсвана.

При разработке проектов указанных документов мы ориентировались преимущественно на опыт ведущих зарубежных университетов с учетом, разумеется, особенностей российской правовой системы и критериев переносимости иностранного опыта. В частности, мы без сомнения учитывали круг вопросов, которые обычно находят отражение в аналогичных документах, а также ряд общих принципов урегулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, в той мере, в какой их аргументация является актуальной в условиях российской правовой системы и практики отношений в области интеллектуальной собственности учебных заведений.

Положение об основных принципах политики ВШЭ в области интеллектуальной собственности имеет следующую структуру:

  1. Общие положения.
  2. Основные цели и принципы политики ГУ-ВШЭ в интеллектуальной собственности.
  3. Основные принципы политики ГУ-ВШЭ в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в ГУ-ВШЭ.
  4. Обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
  5. Использование интеллектуальной собственности ГУ-ВШЭ.
  6. Использование наименования, коммерческих обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания ГУ-ВШЭ.
  7. Распоряжение правами ГУ-ВШЭ на результаты интеллектуальной деятельности.
  8. Распределение доходов, полученных от использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат ГУ-ВШЭ, либо от сделок по распоряжению указанными правами.
  9. Использование ресурсов ГУ-ВШЭ для создания результатов интеллектуальной деятельности.
  10. Соблюдение исключительных прав третьих лиц. Ответственность за нарушение исключительных прав.
  11. Использование результатов интеллектуальной деятельности при поступлении работников на работу и их увольнении из ГУ-ВШЭ.
  12. Конфликты интересов в сфере интеллектуальной собственности.
  13. Распределение функций и компетенции в области интеллектуальной собственности.
  14. Заключительные и переходные положения.

Положение об основных принципах политики ВШЭ в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» имеет следующую структуру:

  1. Общие положения.
  2. Основные цели и принципы политики ГУ-ВШЭ в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  3. Распределение прав на объекты авторских прав.
  4. Особенности распределения прав на программы для ЭВМ и базы данных.
  5. Распределение прав на объекты смежных прав. 
  6. Распределение прав на объекты патентных прав.
  7. Распределение прав на секреты производства (ноу-хау).
  8. Заключительные и переходные положения.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!